Юлия Ипполитовна Солнцева (7 августа 1901 г. - 29 октября 1989 г.; настоящая фамилия -
Пересветова) - советский кинорежиссёр и сценарист, популярная актриса кино, жена
легендарного режиссёра и сценариста Александра Довженко : «В Одессе произошел
поворот в моей жизни: там я стал кинематографистом, там я нашел свое призвание, там
я встретил Солнцеву, которая стала моей женой». Они прожили вместе 28 лет, до его
безвременной кончины в ноябре 1956 года.
Ю. И. Пересветова родилась 25 июля (7 августа по новому стилю) 1901 года в Москве.
Училась на историко-филологическом факультете Московского университета.
В 1922 году окончила Государственный институт музыкальной драмы. Была женой и
ассистентом А. П. Довженко.
В 1923-1929 гг. - актриса к/с «Межрабпом-Русь», Одесской к/с.
В 1929-1946 гг. - ассистент режиссера ВУФКУ, «Мосфильм» и Киевской к/с.
В 1946 г. - режиссер к/с «Мосфильм».
С 1929 года - ассистент режиссера ВУФКУ, «Мосфильм» и Киевской киностудий.
С 1946 года - режиссер киностудии «Мосфильм».
Ю. И. Солнцева умерла 29 октября 1989 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище
(участок № 3).
Ранние годы
Родилась 7 августа 1901 года в Москве в семье Ипполита Пересветова и Валентины
Тимохиной. События 1905 года разрушили в один миг благополучие семьи. Погиб в
катастрофе на сахарном заводе отец. Не выдержав потрясений умерла мама. 5-летняя
Юля осталась на попечении бабушки и дедушки. Переехали в Петербург, куда перевели
дедушку. С бабушкой шили женскую одежду на продажу. Это давало возможность Юле
учиться в гимназии. Здесь увлеклась театром, начала играть в самодеятельной
студии. Вскоре на нее обратил внимание один кинорежиссер, и она исполнила в его
фильме небольшую роль служанки. На первый гонорар смогла купить только буханку
хлеба.
Училась на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1922
году окончила Московский институт музыкальной драмы.
Карьера
Свой почти 70-летний путь в искусстве Юлия Солнцева начинала совсем юной актрисой
Московского Камерного театра. А ее начальной ролью в кино была загадочная
Аэлита в
одноименном фильме Якова Протазанова, покорившая зрителей своей грацией и
красотой, мужеством и властностью. Это был первый советский фильм
возвратившегося из эмиграции режиссера.
Прекрасную инопланетянку должна была играть Елена Гоголева. Но Протазанов,
посмотрев пробы, сразу оценил экзотическую красоту Юлии: правильные черты лица,
огромные черные глаза, чарующая улыбка, фигура античной богини.
Самая известная роль, как ни парадоксально, оказалась и самой ее нелюбимой. Каждый
раз, когда Солнцеву расспрашивали об этой работе, она отделывалась парой
стандартных фраз: считала, что
Аэлита получилась у нее «неживой»,
неубедительной. Но зрители, штурмующие билетные кассы, были другого мнения.
После шумного успеха «Аэлиты» Ф. Оцеп и А. Файко написали сценарий специально для
Солнцевой - «
Папиросница от Моссельпрома». Вот эту роль актриса
очень любила: все переживания смешной лоточницы Зины, торгующей на улицах
сигаретами и мечтающей стать кинозвездой, казались Юлии такими знакомыми! После
один за другим последовали фильмы с ее участием: «Леон Кутюрье» (Белла), «
Глаза, которые видели» (Роза), «Буря» (Катя), «Две женщины» (Крекшина),
«Джимми Хиггинс» (Эллен).
Её наперебой приглашали сниматься, и не только советские режиссеры. Но от
заманчивых предложений американских кинематографистов Солнцева отказывалась
наотрез. Жила она по-прежнему замкнуто, хотя в ее круг входили интереснейшие люди
того времени. Ей посвящали стихи Николай Асеев и Алексей Крученых. Она была
знакома с Брюсовым, Бальмонтом, Андреем Белым. Довольно часто встречалась с
Маяковским. Все окружение Маяковского знало о нежном, бережном отношении Володи к
«Юлечке Ипполитовне» - так он называл ее.
Муза Довженко
Затем, изрядно и бесплодно помыкавшись в кино 1920-х гг., Солнцева встретила
Александра Довженко и связала с ним свою судьбу. Встреча с Довженко на съемках
фильма «Буря» изменила судьбу молодой актрисы. Вскоре она стала его женой и
соратником. Последовало искреннее увлечение многотрудным и сложным искусством
кинорежиссуры. В фильме «
Земля» Солнцева «снялась у мужа» в маленькой роли дочери Опанаса. В ее
практике это был случай единственный. И последний. Прославленная актриса в 30 лет
окончательно покинула экран, чтобы вместе с Александром Петровичем Довженко,
учась у него и помогая ему, искать новые пути в искусстве кинематографического
отображения жизни.
Перестала сниматься (последний раз появилась на экране в эпизоде, который стал
эмблемой фильма: прекрасной украинской девушкой в вышиванке возле подсолнуха).
Вместо того, чтобы быть звездой (к чему располагали и внешность, и талант, и
темперамент), - работала помощником режиссера, делала рутинную работу, деля с
мужем и славу, и бесславие (слова любви и признательности в дневниках, не
предназначенных для чужого глаза, как раз относятся к самым трагическим для
Довженко временам 1945-1946 гг.). Она стала сначала ассистентом режиссера, затем
сорежиссером и, наконец, режиссером-постановщиком художественных фильмов.
Открытой и громкой славе киноактрисы она предпочла профессию творца
художественных ценностей важнейшего из искусств, положение мастера, имя которого
можно встретить в титрах фильма, но которого редко кто из кинозрителей знает в
лицо.
Самостоятельная карьера
После его смерти приняла на себя новую и главную свою роль - для советского
кинематографа стала «Довженко сегодня». Задачу свою видела в том, чтобы завершить
и осуществить неосуществленные и незавершенные замыслы мужа. Первый такой опыт -
«
Поэма о море» (Довженко умер перед самым началом съемок). Несмотря на то,
что ее собственный режиссерский послужной список к тому времени состоял лишь из
фильма-спектакля «
Егор Булычов и другие» и маленького короткометражного фельетона,
работа была успешно завершена, и Довженко (посмертно) получил за сценарий
Ленинскую премию.
Дальше последовали «
Повесть пламенных лет» и «
Зачарованная Десна» - и тот и другой фильм (отчасти благодаря имени
классика, отчасти из-за широкого формата, который был внове) удостоились
восторженных отзывов критики, им рукоплескали в Канне. Воплощение же еще одного
незавершенного гениального замысла Довженко - «Гибель богов» - прошло
практически незамеченным.
В те же годы в издательстве «Искусство» выходит в свет подготовленное ею собрание
сочинений А. П. Довженко.
Когда в 1970-е гг. Довженко был канонизирован в статусе патриарха великого
советского кинематографа и перестал быть актуальной фигурой, она еще сделала
пару фильмов по оригинальным сценариям - о них опять же деликатно помалкивали.
Превратившись, как и ее муж, в реликт безвозвратно ушедшей эпохи, Солнцева
продолжала жить в их громадной квартире в «сталинском» доме на Кутузовском
проспекте. Основным содержанием жизни стал архив мужа - объект неустанной заботы,
предмет непрекращающихся интриг и торгов.
Ушла из жизни 29 октября 1989 года в Москве.