Джон Милиус родился 11 апреля 1944 года в г. Сент-Луис, США. Окончил Университет Южной
Калифорнии (специальность кинорежиссёр).
Милиус начал свою кинокарьеру ещё с университетской скамьи. Его первый фильм
получил приз на фестивале студенческих работ.
Его первой самостоятельной работой в кино стал фильм «Марчелло, мне так скучно»,
снятый в 1967 году. Правда, фильм прошёл незамеченным на фоне более крупных работ
того периода, и Милиус на какое-то время перестал быть режиссёром, уйдя в
сценаристы. Он написал сценарии к таким известным лентам как «
Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972, с Полом Ньюменом
в главной роли), «Пистолет Магнум» с Клинтом Иствудом (1973), «
Иеремия
Джонсон» с Робертом Редфордом (1972).
В 1973 году Милиус вернулся к режиссуре и снял фильм об одном из самых известных
американских гангстеров 30-х гг. «
Диллинджер»
Милиус отныне нашёл свою нишу в кино. Он снимал фильмы, герои которых находились в
крайне экстремальных условиях, неважно, была то война или гангстерская
перестрелка. Фабулой его режиссёрских работ с этого времени и навсегда стали так
называемые «пограничные ситуации», которые обнажают суть человека, его
жестокость, жажду выжить, страх перед смертью.
Далее Милиус выступил как автор сценария к таким знаменитым фильмам как «
Ветер и лев» (1975) с Шоном Коннери и «
Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы (1979).
С наступлением консервативной эры Рейгана наступил звёздный час Милиуса,
известного своими крайне правыми взглядами и ярым антикоммунизмом. Он снимает
наиболее известные свои фильмы - «
Конан-варвар» с
Арнольдом Шварценеггером (1982) и «
Красный
рассвет» с Патриком Суэйзи (1984).
Фильм «
Конан-варвар»
являлся вольной экранизацией произведений Роберта Говарда о варваре Конане,
будто бы жившем пятнадцать тысяч лет назад на Земле. Фильм был снят в духе
ницшеанского культа сильной личности, что дало основание советской пропаганде
обвинять Милиуса в симпатиях к Адольфу Гитлеру. Кассовые сборы этого фильма в
одних только Штатах составили 100 миллионов долларов.
Фильм «
Красный
рассвет» является самым известным образцом антисоветского боевика 80-х гг.
Лента повествует о вторжении в США совместной советско-кубинской армии и борьбе с
захватчиками небольшой группы молодых американцев, создавших в горах
партизанский отряд «Росомахи».
В СССР этот фильм считался одиозной и топорной антисоветской агиткой.
В 1991 году Милиус выпустил фильм «Полет нарушителя», герой которого, лётчик
американских ВМС, решил закончить вьетнамскую войну по-своему: снарядив свой
самолёт бомбами и отправившись бомбить Ханой.
В последующие годы Милиус, которому надоела критика в его адрес за жестокие и
неоднозначные сюжеты его фильмов, отошёл от активной режиссуры и занялся вновь
работой над сценариями, в основном об угрозе США со стороны пост-советского
пространства.
В 2011 году по сценарию Джона Милиуса вышла видеоигра Homefront. Сюжет в общих чертах
повторяет «
Красный
рассвет»: США развалились и захвачены Корейской армией, а главный герой
организует миниатюрный отряд сопротивления, который героически убивает всех
врагов, в том числе и внутренних (так называемых «сурвивалистов»).