Американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Родился 14 января 1963 года в Атланте, штат Джорджия.
Когда Стивен был ещё ребёнком, отец, профессор Петер Содерберг, перевёз семью в
Питсбург, а затем в Батон-Руж, штат Луизиана, где устроился на работу деканом в
Университете штата.
Ещё не закончив среднюю школу в Батон-Руже, Стивен устраивается на курсы
аниматоров в Университет, где снимает свои первые короткометражные фильмы,
например «Уборщик» (Janitor). Окончив школу, Содерберг осуществляет неудачную
попытку переезда в Голливуд. Проработав там некоторое время внештатным
редактором, он возвращается в Батон-Руж, где работает в видеостудии,
изготавливающей рекламные ролики и музыкальные видеоклипы, и попутно продолжает
снимать короткометражки и писать сценарии. В 1986 году Содерберг снимает
документальный фильм о концерте группы Yes -
Yes: 9012 Live, за который получает номинацию на
премию «Грэмми».
После первого режиссёрского успеха у Содерберга начинаются проблемы с алкоголем,
но вскоре ему удается их разрешить. В 1987 году Содерберг снимает короткометражный
фильм-исследование сексуальных отношений «
Уинстон» (Winston), логическим
продолжением которого стала полнометражная лента «
Секс,
ложь и видео», премьера которой состоялась на кинофестивале «Санденс». Фильм
приносит Стивену «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1989 года и
номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
В течение последующих шести лет Содерберг женится и через некоторое время
разводится с актрисой Бетси Брэнтли, у него рождается дочь Сара. В это же время он
работает над своей второй лентой - фильмом «
Кафка» с Джереми Айронсом в главной
роли - неоднозназначным описанием жизни и творчества Франца Кафки, основанным на
произведениях писателя.
Следующий фильм режиссёра «
Царь горы» по мемуарам А. И.
Хочнера рассказывает историю жизни маленького мальчика в годы Великой депрессии.
Криминальная драма-нуар «Там, внутри» («Подноготная») 1995 года, повествующая об
ограблении инкассаторской машины, показывает классические приемы
содерберговской режиссуры: нелинейное повествование и игру с цветами. «Анатомия
Грея» - следующий его фильм - об экспериментах в области альтернативной медицины,
проводимых известным американским актёром Сполдингом Греем.
Экспериментальная комедия 1996 года «
Шизополис», в которой
Содерберг сыграл одну из главных ролей, а также был композитором, оператором,
автором сценария и режиссёром, начинается с вступительного слова: «Дамы и
господа! Молодые и пожилые. Если Вы сочтёте сюжет фильма запутанным - помните, это
не наша вина, всё дело в Вас. Вам придётся смотреть его снова и снова, пока Вам не
станет понятно всё». Фильм отсылает зрителя к киноэклектике экспериментального
кинематографа 70-х годов.
Первой совместной работой Содерберга с Джорджем Клуни становится фильм «
Вне поля зрения» по роману известного американского писателя Элмора
Леонарда. В этой криминальной драме описана история романтических
взаимоотношений между грабителем банков в исполнении Клуни и федеральным
маршалом Карен Сиско в исполнении Дженнифер Лопез.
В полуторачасовом фильме 1999 года «
Англичанин»
Содерберг показывает своё умение строить нелинейный сюжет с использованием
неповторимой техники монтажа. В криминальной драме, выполненной в стилистике
нео-нуар, снялись такие культовые американские актёры как Теренс Стэмп и Питер
Фонда.
В 2000 году Содерберг снимает два фильма: «
Эрин Брокович»
и «
Траффик», получивших по несколько номинаций на «Оскар» и сделавших
Содерберга первым режиссёром с 1939 года, номинировавшимся на «Оскар» как «лучший
режиссёр» сразу за две разные работы (из пяти фильмов два были сняты Содербергом).
В итоге премию Американской академии киноискусства он получил за картину
«Трафик». «
Эрин Брокович»
- основанная на реальных событиях социальная драма о матери-одиночке, устроившей
судебное разбирательство с компанией PG&E, отравляющей отходами грунтовые воды, с
Джулией Робертс в главной роли. «Трафик» - криминальная драма по сценарию Стивена
Гаана, описывающая все этапы торговли наркотиками: от международных поставок до
продажи конечным покупателям. На сегодняшний день это самая продолжительная
лента режиссёра (147 минут).
В 2001 году Содерберг снимает «11 друзей Оушена» - стилизованный римейк одоимённого
фильма 1960 года с Джорджем Клуни, Брэдом Питтом, Джулией Робертс и Мэттом Дэймоном
в главных ролях. Фильм становится одним из самых финансово успешных в карьере
режиссёра - сборы составили более 183 млн долларов.
Следующим фильмом режиссёра становится низкобюджетная экспериментальная
комедия «
Во всей красе» -
стилистическое продолжение ленты «
Секс,
ложь и видео» по одноимённому роману Элмора Леонарда.
«
Солярис» Стивена Содерберга по одноимённому роману Станислава Лема
сильно отличается от экранизации Андрея Тарковского. Содерберг делает акцент не
на «нравственной проблематике», а на отношениях между мужчиной и женщиной, любви
и сексе. Продюсером фильма стал Джеймс Кэмерон, главную роль сыграл Джордж
Клуни.
Следующий проект Содерберга - полудокументальный десятисерийный минисериал «
К Стрит»
(каждая серия продолжительностью 30 минут) для кабельной телекомпании HBO о
лоббистах и политиках в Вашингтоне. Продюсером проекта стал Джордж Клуни. «
К Стрит» -
первый из нескольких телевизионных сериалов, которые Содерберг планирует снять
для HBO.
Фильм «
Эрос» стал
творческой коллаборацией между тремя культовыми режиссёрами - Стивеном
Содербергом, Вонгом Карваем и Микеланджело Антониони. Содерберг снял эпизод
«Эквилибриум» - историю о рекламном агенте, страдающем от навящивого
эротического сна и психоаналитике, пытающемся решить не только проблемы своего
пациента, но и свои собственные.
В 2004 году вышло продолжение «11 друзей Оушена» - «12 друзей Оушена». В этом фильме
Содерберг переиграл практически все темы и сюжетные линии из предыдущего фильма
и, благодаря инновационной режиссуре, во многом превзошёл свой же оригинал.
В 2005 году Содерберг снимает для HBO пилотную серию
Unscripted - телесериала о молодых людях, пытающихся
устроиться на работу в Голливуде. Остальные серии снял Джордж Клуни, сценаристом
проекта стал Грант Хеслов.
«
Пузырь» -
экспериментальный низкобюджетный фильм Содерберга с непрофессиональными
актёрами без специально написанного сценария, снятый на цифровую кинокамеру. «
Пузырь»
одновременно был выпущен для показа в кинотеатрах, на DVD и в кабельных сетях. Это
первый подобный эксперимент, когда картина выходит в прокат подобным образом.
Содерберг планирует снять ещё шесть фильмов в подобном стиле.
В ближайших планах режиссера - дебют в качестве театрального режиссера в
австралийском театре Sydney Theatre Company. Как сообщает The New York Times, у пьесы до сих пор нет
названия, но она основана на реальных событиях, связанных с убийством,
произошедшим в США, причем последний акт этой драмы до сих пор находится в суде. В
спектакле будут заняты только австралийские актеры.