Антонина Владимировна Лефтий родилась 30 мая 1945 года в с. Севериновка Каменского
района Молдавской ССР.
В 1967 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии
(мастерская В.В. Белокурова).
С 1967 года - актриса Киевской киностудии имени А.П. Довженко.
Работы в кино: «
Хочу верить» (1965);
«Кто вернется - долюбит» (1966); «
Остров Волчий»
(1969); «
Тайник у Красных камней» (1972); «
Осенние грозы»
(1974); «
Как закалялась сталь» (1975); «
Не верь крику ночной птицы» (1976); «
Гармония» (1977); «
Жнецы» (1978); «
Расколотое небо» (1979); «
Нежность к ревущему зверю» (1982); «
Тихие воды глубоки» (1984) и другие.
Антонина Лефтий вошла в историю украинского поэтического кино, после создания ею
незабываемых образов в фильмах кинорежиссёра Леонида Осыки "Каменный крест" и
"Захар Беркут". Запомнилась зрителям по роли молодой девушки-молдаванки из
новеллы в фильме Михаила Калика "Любить", сыгранной актрисой необычайно лирично.
Была замужем за известным украинским кинорежиссером Леонидом Осыкой . Последние
десять лет живет в Сиднее (Австралия).
Интервью В.Желтовой с Антониной Лефтий в журнале «Спутник кинозрителя», май
1981 года.
Нет, отнести Антонину Лефтий к типу «гарной дивчины» явно не удавалось.
Навеянный литературой и кинематографом образ полногрудой, с румянцем во всю щеку
украинки, хохотушки с певучим голосом, говорливой и хозяйственной, «не
накладывался» на худенькую, серьезную женщину с огромными печальными глазами.
Может, поэтому творческое амплуа Антонины Лефтий - «сложные женщины», фигуры
неоднозначные и подчас трагические- Мирослава в «Захаре Беркуте», Тоня в
«Тревожном месяце вересене» (роли, за которую Лефтий получила приз за лучшую
женскую роль на IV республиканском фестивале в Харькове в 1977 году), Рита Устинович
в телефильме «Как закалялась сталь», Кама в картине «Море».
- Я не против амплуа, хотя подчас поиски разноплановости и разностильности не
ведут за рамки сложившихся стереотипов. Я считаю, что нет «несложных» женщин и
почти нет женщин благополучных. Есть плохие сценарии. Вообще, о женщинах, к
сожалению, пишут мало и подчас забывают главное.
- Что же главное в женщине?
- Женственность, как это ни странно звучит в наш эмансипированный век.
- Поэтому Вы и выбрали такую женственную профессию?
- Я бы не сказала. Актрисе так много приходится учиться, работать, не спать,
мучиться, что не всякий мужчина выдержит. Нет, женственность - качество
человеческое, а не профессиональное и не обозначается длиной маникюра и умением
кокетничать. Что же касается выбора профессии, то я после школы собиралась
поступать в институт на механико-математический факультет...
- Но училась все-таки в театральном?
- Я поступила в театральный только благодаря счастливому стечению обстоятельств,
но проучилась там недолго - «сбежала» во ВГИК.
- Не жалеете?
- Я всегда мечтала о театре, о спорах на репетициях, о волнении перед выходом на
сцену. Обожаю театральные запахи, особую театральную атмосферу. Но выйти на сцену,
может быть, придется лишь в этом году. После ВГИКа я много снималась, в театр не
приглашали, потом я сама стала считать, что уже поздно, время прошло. Однако, когда
при студии имени Довженко стал организовываться театр-студия киноактера, сердце
мое не выдержало. Репетирую Александру в «Фантазиях Фарятьева». Жду и боюсь
премьеры - все внове, все впервые. Но сейчас я считаю это обязательным, потому что в
кино нет непосредственного общения со зрителем, а мне все чаще хочется услышать
его дыхание. Чтобы как-то морально подготовиться, стала участвовать в концертах
нашей студии - первый раз в жизни читала со сцены стихи...
- Ну и как?
- Пока, по-моему, ужасно. Может, не нашла «своего» автора, а может, это просто не мое
дело - все-таки декламация не совсем драматическое искусство.
- Что является для Вас особенно важным в процессе творчества?
- Самое главное-взаимопонимание и полное доверие режиссера. Когда режиссер уверен
в моих силах, мне кажется, что я могу все, как, впрочем, и всякий актер. И конечно же,
чтобы зритель поверил в подлинность происходящего на экране, нужно самому
увериться в подлинности своего героя. Чудес не бывает. Очень важна, для меня
например, музыка. Она должна не только иллюстрировать поведение героев, она
должна присутствовать (не обязательно звучать!) в каждом кадре, пояснять,
дополнять экранное действие.
- Но ведь музыка в картине, это, так сказать, последействие - она же не звучит на
съемочной площадке?
- Было бы неплохо, если бы звучала.
- Есть ли у Вас любимые партнеры?
- Партнер - это человек, которому можно смотреть в глаза. Чаще всего мне
приходилось играть с Константином Степанковым и Иваном Гаврилюком. Они всегда
думают не о себе, а о фильме в общем. Я считаю это непременным условием в работе.
- Есть ли сейчас интересные предложения в кино?
- Пожалуй, нет. Читаю сценарии. Уже несколько лет у нас на студии собираются делать
фильм по «Слову о полку Игореве». Наверное, это было бы интересно, но боюсь, что,
когда съемки начнутся, мне придется сыграть уже какую-нибудь бабушку Ярославны.
Жду премьеры в театре. Шью, вяжу, вожу машину, воспитываю сына.
- В такой кинематографической семье (муж у Антонины - известный украинский
режиссер Леонид Осыка) наверняка сын будет или актером или режиссером?
- Вот уж не знаю. Во всяком случае, он упорно отказывается сниматься, хотя, на мой
взгляд, было несколько очень интересных предложений. Поживем - увидим.