Осуществление детской мечты
Анатолий Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде. В детстве мальчик был
очень любознательным, увлекался литературой. Очень любил ходить вместе с
родителями в театр. Театр для юного Толи Ромашина всегда был большим, ярким
праздником. Но, почему-то, он считал его недоступным для себя.
Тем не менее, окончив школу, Ромашин сумел перебороть все страхи и сомнения и
отправился в Москву, где с первого раза поступил в Школу-студию МХАТа. Там ему
довелось учиться с будущими звездами отечественного театра и кино. Достаточно
сказать, что в общежитии молодой Ромашин жил в одной комнате с Евгением Урбанским,
Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым.
Театр
Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году Анатолий Ромашин пришел в
труппу Театра имени Маяковского. Уже в те годы в молодом актере чувствовалась
порода, врожденный аристократизм. Эти качества, скажем прямо, подходили не для
каждого театра. Попади Ромашин в какой другой, кто знает, как бы в дальнейшем
сложилась его судьба. Но с «Маяковкой» он «угадал».
Со временем Анатолий Ромашин выдвинулся на первые роли. Что за звездная когорта
тогда играла в театре! Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Владимир Самойлов,
Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин... Актеры с
большой буквы! Каждый из них - это целая эпоха в истории отечественного театра.
В Театре имени Маяковского Анатолий Ромашин проработал до 1984 года, создав большое
количество незабываемых образов в постановках по произведениям Брехта и
Достоевского, Булгакова и Радзинского. О нем говорили, как об умном,
интеллектуальном актере. А еще, как об очень хорошем партнере. Их дуэт с Евгением
Лазаревым неизменно вызывал овацию публики. За театральные работы Анатолий
Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России, но самое главное,
это огромная зрительская любовь, которая его всегда сопровождала.
В 1990 году Анатолий Ромашин вернулся в театр Маяковского и еще в течение двух лет
радовал зрителей своими работами. Одна из последних и, пожалуй, одна из лучших его
ролей - Клим Самгин в постановке Андрея Гончарова «
Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.
В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского Театра
Луны, в спектаклях «Фауст», «Византия», «Ночь нежна».
Кино. Первые роли
Свою первую роль в кино Анатолий Ромашин исполнил в 1959 году в фильме «
Ветер»
кинорежиссера Владимира Наумова. С блестящего дебюта в этой картине актер стал
подниматься к вершинам своей творческой биографии. Кстати, какое совпадение - его
последняя киноработа также была в фильме у Наумова «Мадонна на асфальте»:
оставалось доснять всего дней семь-восемь.
Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на
роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но, по иронии судьбы, одной из
ранних работ актера стала роль Феликса Дзержинского в фильме «
Именем революции» (1963). В целом же, вплоть до начала 70-х кинематограф не
мог в полной мере раскрыть таланта Ромашина. К счастью, пути актера пересеклись
замечательным режиссером Элемом Климовым.
Николай II
Разве нормальный человек мог в середине шестидесятых не то чтобы снять, даже
помыслить снять исторический фильм о Распутине и о последнем русском царе вне
контекста официальной точки зрения? Да еще приурочить его к 50-летию Октябрьской
революции? Таким «нормальным» оказался режиссер Элим Климов. Он создал воистину
бессмертную драму «
Агония». Распутина в ней сыграл Алексей Петренко, и это одна из лучших
ролей в его репертуаре. А Анатолий Ромашин блистательно создал образ царя - отнюдь
не кровавого злодея, а страдающего отца, любящего семьянина и безвольного,
внушаемого человека, неспособного справиться с народной стихией. Николай II у
Ромашина - бесконечно несчастный и одинокий человек. Он пытается укрыться за
кулисами истории, но та безжалостно выталкивает его на авансцену, делая
последнего русского царя невольным участником распада и заката целой эпохи.
Именно в этой роли наиболее полно проявился мощный актерский дар Анатолия
Ромашина. Но картину ждала печальная участь. В 1975 году она получила
разрешительное удостоверение и даже вышла в прокат, но уже вскоре ленту
запретили. «
Агония» пролежала «на полке» до самой перестройки. Вновь зрители
смогли увидеть ее лишь в 1985 году, к тому же переделанную...
Широта таланта
Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был
колоссален. Он мог играть в картине любого жанра - как в гротескной, так и в
лирической. В 1974 году актер удачно сыграл в детективном телесериале Юрия
Кавтарадзе «
Совесть» о разоблачении военного преступника, долгие годы
скрывавшегося под чужим именем. Затем была не менее удачная роль простого врача
районной больницы, беспредельно преданного своей профессии, в телесериале
режиссера Вадима Зобина «Дни хирурга Мишина» (1976). В 1978 году режиссер Анатолий
Васильев пригласил актера в свою ретро - мелодраму «
Фотографии на стене» на роль отца, сыном которого был герой Дмитрия
Харатьяна. С тех пор Анатолий Владимирович при встречах обращался к Харатьяну
только: «Здравствуй, сынок».
Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры,
холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные
качества умело трансформировались, создавая образы, начиная с мягкотелых
интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, поэтому ему бесподобно
удавались роли в экранизациях российской классики, как, например, Герасим Кузьмич
Петрин в картине «
Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977).
Большое количество интересных работ было создано актером в 80-е годы. Это: -
генерал-майор Нефедов в героико-патриотической кинодилогии «
Ответный
ход» (1981) режиссера Михаила Туманишвили, Александр Демьянович в мелодраме «
Люблю. Жду. Лена» (1983) Сергея Никоненко, Сергей Кузьмич Курихин в
криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» (1983),
доктор Аристонг в детективе Станислава Говорухина «
Десять
негритят» (1987).
Блистательно актер проявил себя в исторических кинолентах: в биографическом
фильме «
Чичерин» (1986), о первом наркоме иностранных дел Советского государства,
дипломате Г.В.Чичерине; в драме «
Борис Годунов»
(1986) по одноименной драме А.С.Пушкина режиссера Сергея Бондарчука; в картине по
литературным материалам Эразма-Мелик Карамяна режиссера Юрия Ерзинкяна «
Пять писем прощания» (1987).
В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную
драму «
Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа.
Все эти годы актер с большим успехом работал на радио, читая поэтические
произведения Гейне, Верхарна, Огарева, Кирсанова, страницы романа Тургенева
«Накануне», «Записки на манжетах» Булгакова, рассказы Бондарева. Этот опыт
пригодился Ромашину в картине Сергея Овчарова «
Оно», где звучит его закадровый голос, мягкий
и проникновенный.
Кино в последние годы жизни
К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Но именно в
этот период в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные
актеры вдруг оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий.
Это было не его кино.
Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых
самой заметной стала многосерийная лента «Романовы - венценосная семья».
Остается только сожалеть о колоссальной творческой невостребованности
выдающегося актера.
Личная жизнь
У Анатолия Владимировича была бурная жизнь, он много любил и был человеком
страстным. В его жизни было три официальных жены и пять браков. Спросите - как это?
Просто на второй своей жене он женился три раза!
Последней избранницей Анатолия Ромашина стала студентка театрального института
Юлия. Они познакомились в Киеве, куда Анатолий Владимирович приехал на съемки
фильма «Этюды о Врубеле». Девушке тогда было 18 лет, а маститому актеру уже минуло
58. Но разница в возрасте не помешала Ромашину влюбиться, как простому мальчишке.
Влюбиться окончательно и бесповоротно. На предложение руки и сердца девушка
ответила согласием.
Юля переехала в Москву, где окончила Щукинское училище. А в 1997 году у супругов
родился сын Митя. В 66 лет! Эти не каждый может похвастаться. Элем Климов, глядя на
Митю, сказал тогда Ромашину: «Митя - это твое лучшее произведение».
На вопрос, сколько же у него всего детей, Анатолий Ромашин говорил: «По
совокупности у меня трое детей», а потом, шутя, добавлял: «Это официально. Но есть
французская поговорка: «Мужчина, проходя мимо ребенка, погладь его по голове. Не
исключена возможность, что это твой ребенок».
Трагедия
Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время
предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться.
Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему-то
грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля «Орленок», который проходил в
Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное
Пушкино и там, в порыве хозяйственного усердия и «для разминки» решил спилить
старое ненужное дерево.
Оно, по загадочным законам земного притяжения, рухнуло прямо на него.
Смерть наступила мгновенно...
Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер
был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино
и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к
этому событию в Театре Луны готовили спектакль «Метеор», в котором он должен был
играть главную роль. Всего этого не случилось...
Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же
слышал и поэтому и был в последнее время такой грустный.
Анатолий Ромашин похоронен на Ваганьковском кладбище.