Сэр Артур Джон Гилгуд (Sir Arthur John Gielgud) - английский актер театра и кино, режиссер.
Один из лучших сценических Ромео и
Гамлетов своего времени, один из
крупнейших исполнителей шекспировских ролей в истории театра. Обладатель всех
основных исполнительских американских премий - «Оскара», «Грэмми», «Эмми»,
«Тони», «BAFTA» (единственный в истории актёр-мужчина, удостоенный всех 5 премий), а
также японской Императорской премии.
Ранние годы. Театр
Родился в Лондоне. Отец Гилгуда - католик, из литовских дворян. Мать - протестантка,
племянница выдающейся актрисы Эллен Терри и двоюродная сестра великого Гордона
Крэга. Будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри,
Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра.
Проучился один год в театральной школе леди Бенсон. В 1921 году, после окончания
Лондонской Королевской академии драматического искусства, дебютировал на сцене.
С того же года снимается в кино.
Театральный дебют Гилгуда состоялся в лондонском театре «Олд Вик» в 1921, когда он
вышел на сцену в роли герольда в шекспировской пьесе «Генрих V». В 1930 впервые
сыграл роль
Гамлета и впоследствии исполнял ее свыше 500 раз. Много лет выступал на
сцене Шекспировского мемориального театра.
Один из лучших сценических Ромео и
Гамлетов своего времени, Гилгуд
как актер принадлежит к романтической театральной традиции. Высокий рост,
благородная осанка, крупная лепка лица, напряженный и одновременно богатый
интонациями голос, - все это делало эффектным актера на сцене. Как и для
большинства театральных английских актеров, киносъемки были для него делом
второстепенным.
В 1935 г. Гилгуд самостоятельно поставил «Ромео и Джульетту». В этой нашумевшей
постановке он исполнил сразу несколько ролей, чередуясь с начинающим Лоуренсом
Оливье, который впоследствии стал его основным соперником в борьбе за главные
роли в пьесах шекспировского репертуара. «Гилгуд говорил о том, что у Оливье нет
поэзии, Оливье - о том, что Гилгуд любуется своей грациозностью и слишком поёт
шекспировские стихи».
В 1937 году Гилгуд основал собственную труппу в Королевском театре, где ставил
классический репертуар. За свои театральные постановки на Бродвее Гилгуд трижды
был удостоен премии «Тони».
Большим успехом пользовались его роли в чеховских пьесах, что способствовало их
популяризации в англоязычных странах. В 1968 г. сыграл царя Эдипа в спектакле,
поставленном Питером Бруком; гастролировал в СССР.
Карьера в кино
Свою первую роль в кино сыграл в 1924 (в немом фильме «
Кто этот
человек? /
Who Is the Man?»
У.Саммерза) и в дальнейшем утвердился как исполнитель колоритных персонажей
второго плана - как, например, тайный агент Эшенден в раннем фильме Хичкока
«Тайный агент» («
Secret
Agent», 1936) или веселый актер Айниго Джолифант в музыкальной комедии «Добрые
товарищи» («
The Good
Companions»). Из его немногочисленных экранных работ 1930-1940-х годов наиболее крупной
ролью стал британский премьер и политик викторианской эпохи Дизраэли в
биографической картине Т.Дикинсона «
Премьер-министр» («
The Prime Minister», 1941).
В 1950-е годы Гилгуд снимается более активно, чему отчасти способствует новый
всплеск интереса к экранизациям Шекспира. В 1953 создает яркий образ тираноборца
Кассия в голливудской интерпретации «Юлия Цезаря» («
Julius Caesar», реж. Д.Манкевич), играет Кларенса в
«Ричарде III» («
Richard III»,
реж. Л.Оливье, 1955), снимается в «Ромео и Джульетте» («
Romeo and Juliet», 1954) Р.Кастеллани.
Именно в ролях второго плана Гилгуд добивается впечатляющей выразительности и
наивысшей степени признания - так, за роль французского короля Людовика VII в
фильме П.Гленнвила «
Бекет» (Becket, 1964) по пьесе Ж.Ануйя его выдвигают на «Оскар» в номинации на
«лучшую мужскую роль второго плана».
Начиная с 1960-х годов Гилгуд переходит в амплуа второстепенного «возрастного»
героя, легко перевоплощаясь не только в исконных британцев (лорд Раглан в «Атаке
легкой бригады /
The Charge of the Light Brigade», 1968, лорд Ирвин в «
Ганди /
Gandhi», слуга Беддоус в «Убийстве в восточном
экспрессе /
Murder on
the Orient Express»), но и в героев иных наций и далеких эпох (шейх Шариф Эль-Гариани в
«Льве пустыни /
Lion of the
Desert», 1981, кардинал в «Галилее /
Galileo», 1975, сенатор в «Калигуле / Caligula», 1980).
За второстепенную роль острослова-дворецкого в комедии «Артур» («Arthur», 1981, реж.
С.Гордон) Гилгуд был удостоен премии «Оскар». Начиная с 60-х годов Гилгуд часто
снимается в «возрастных» эпизодических ролях, играя персонажей, с которыми
ассоциируется понятие традиционных английских ценностей, в каком бы ключе,
разоблачительном или ностальгическом, они ни интерпретировались. В этом же
качестве он часто появляется в многочисленных телефильмах.
Из ролей последнего времени наиболее значительной стал неоднократно игравшийся
им на сцене Просперо в «Книгах Просперо» («
Prospero's Books», 1991) П. Гринуэя. В этом
постмодернистском варианте шекспировской «Бури» действие происходит в
воображении старого волшебника, уединившегося со своими книгами в неком дворце,
населенном духами.
Его старший брат Вал Гилгуд был большим человеком на Радио ВВС. Племянница Майна
Гилгуд - танцовщицей и художественным руководителем Австралийского и Датского
национального балетов.
Джон Гилгуд умер 21 мая 2000 года от респираторной инфекции и был кремирован в
Оксфорде.