Пол Фредерик Саймон (англ. ; Paul Frederic Simon) -
рок-музыкант, поэт и композитор, обладатель трёх
премий «Грэмми» в номинации «лучший альбом года» (1970, 1975, 1986).
1957-72
Саймон родился в еврейской семье, вырос в Квинсе, учился в Колумбийском
университете. Зимой 1957-58 годов и в 1964-70 он записывался и выступал в дуэте со своим
школьным товарищем Артом Гарфункелом как Simon and Garfunkel. Отвечая за музыкальную
сторону проекта, Саймон в одиночку создал практически весь его репертуар. В 1962
году играл в группе Tico & the Triumphs, в 1963 записал сингл под псевдонимом Джерри Лэндис
(Jerry Landis), а весной 1965 г. выпустил в Англии сольный альбом фолк-музыки «The Paul Simon
Songbook», в котором чувствуется сильное влияние Боба Дилана (вплоть до пародии на
него).
После коммерческого и художественного триумфа альбома Саймона и Гарфункела «Bridge
over Troubled Water» (1970) музыканты перестали записываться вместе. Отдельные дорожки с
этой пластинки свидетельствовали о растущем интересе Саймона к народной музыке
других стран: например, знаменитая песня «El Condor Pasa» представляла собой
саймоновскую переработку мелодии композитора Даниэля Аломиа Роблеса.
Интерес к латиноамериканским мотивам сохранился и на сольном альбоме «Paul Simon»
(январь 1972). Журнал Rolling Stone держится мнения, что это этот диск - лучшая сольная
работа музыканта. Центральная песня - «Mother and Child Reunion» (4-е место в США) - была
записана на Ямайке в стиле регги.
1973-1983
В мае 1973 года Саймон выпустил свой второй сольный альбом, «
There Goes Rhymin' Simon», в
который вошли популярные шлягеры «Kodachrome» и «Loves Me Like a Rock». Более амбициозным был
следующий диск - «
Still Crazy After All These
Years» (октябрь 1975, 1-е место в Billboard 200, «Грэмми» за лучший альбом года). Этот альбом
содержит ряд наиболее известных песен Саймона, включая самый крупный хит за всю
его сольную карьеру - «50 Ways to Leave Your Lover» (1-е место в Billboard Hot 100).
Оказавшись к середине 1970-х в обойме самых популярных исполнителей Америки, Саймон
до конца десятилетия практически не записывал новой музыки. Он выпустил сборник
лучших песен, сыграл у Вуди Аллена в оскароносном фильме «
Энни Холл», после чего
написал сценарий и саундтрек к киноленте «
One Trick Pony» (1980), в которой сам же исполнил главную
роль. В 1981 г. он выступил вместе с Гарфункелом перед полумиллионной толпой
зрителей в нью-йоркском Центральном парке; за этим последовал совместный мировой
тур и выход сольника «Hearts and Bones» (октябрь 1983), который продавался с большим трудом,
но был сочувственно принят критиками.
1985-2010
В середине 1980-х Саймон - подобно всем крупным авторам-исполнителям в мире
североамериканской рок-музыки - обратился к музыкальным экспериментам. В отличие
от Дилана, Нила Янга и Джони Митчелл, его новаторство было по достоинству оценено
и широкой публикой, и музыкальным истеблишментом. Свой очередной диск, «Graceland»
(август 1986), музыкант записал в Йоханнесбурге и Лондоне с группой чернокожих
музыкантов. Эта пластинка способствовала возникновению в США интереса к
этнической музыке («world music»). Она стала самой кассовой за всю сольную карьеру
Саймона и принесла ему третью «Грэмми» за лучший альбом. По количеству статуэток
в этой престижнейшей номинации с ним могут сравниться только Стиви Уандер и Фрэнк
Синатра.
Вслед за африканской музыкой Саймона пленили бразильские мотивы, которые
преобладают на альбоме «The Rhythm of the Saints» (август 1990). В следующем году он отыграл
очередной бесплатный концерт в Центральном парке; запись этого выступления вышла
«живым» альбомом.
Во второй половине 1990-х Саймон занимался написанием бродвейского мюзикла «The
Capeman», который с треском провалился, принеся создателям убытки в 11 миллионов
долларов. Пьеса рассказывала о судьбе подростка-убийцы, который серьёзно
переменил свой образ мыслей в тюрьме. Мюзикл критиковали с этических позиций,
считая, что такой персонаж не может быть темой популярного спектакля.
В 1999 году Саймон выступал с Бобом Диланом. В 2000 году был выпущен альбом «You're the One»,
а в 2006 году в сотрудничестве с Брайаном Ино вышел альбом «Surprise». В 2007 г. Библиотека
Конгресса присудила ему первую в истории «премию Гершвина» за вклад в развитие
американского песенного искусства.
В 2010 Пол Саймон работает над сольным альбомом "So Beautiful or So What". Альбом вышел 12 апреля
2011 года.