Среди голливудских актерских династий семейство Фонда - самое обширное. Уже
четыре его представителя появились на экране. Генри Фонда отец актеров Питера и
Джейн Фонда Но начало положил Генри, проработавший в кино почти полвека и
снявшийся в 90 фильмах. Расцвет его славы пришелся на 30-е годы, где он стал ведущим
выразителем демократических тенденций того периода. Но и в последующие
десятилетия, когда менялись идеалы, герои, приемы игры, Фонда оставался любимцем
публики. Ибо многие сыгранные им персонажи олицетворяли собой принципы
американизма в лучшем смысле этого понятия.
Генри, родившийся в небогатой семье, - у отца была небольшая типография - мечтал
стать писателем и даже поступил на журналистский факультет Миннесотского
университета. Однако проучился там всего два года. Занятия в любительской труппе,
которой руководила Дороти Брандо - мать другой будущей знаменитости - поглощали
все его время. Ведь он выступал там не только актером, но и художником-декоратором,
ибо любил живопись и сам неплохо рисовал. В 1923 году выбор его был сделан
окончательно. Фонда переехал в Нью-Йорк, где жил в одной квартире с другим
дебютантом - Джеймсом Стюартом, дружба с которым поддерживалась всю жизнь. В 1929 г.
Генри появился на Бродвее в пьесе «Игра жизни и смерти», имел успех, и шесть лет
спустя спектакль «Фермер выбирает себе жену» фирма «XX век-Фокс» купила для
экранизации вместе с исполнителем главной роли.
Этот долговязый молодой человек с ясными глазами и застенчивой улыбкой на милом
лице, как нельзя лучше соответствовал той тенденции, которая господствовала в
кино США 30-х гг. Место лощеных красавцев и светских львов в это десятилетие прочно
заняли простые американцы - честные, мужественные, искренние, из тех, кого всегда
хочется иметь рядом в трудную минуту. Неслучайно наивысшие успехи этого актер» на
экране оказались связанными с именем Джона Форда - самого американского из
голливудских режиссеров. В его фильмах Фонда был Авраамом Линкольном, сыграв не
только конкретное историческое лицо, но и национальный характер с его
причудливой смесью силы и предприимчивости, энергии и прагматизма («Молодой мр.
Линкольн», 1939). Томом Джоудом - бывшим фермером, а после разорения -
сельскохозяйственным батраком в «Гроздьях гнева» - в нашем прокате «Дорога
бедствий» (1940), олицетворяя собой лучших представителей народа в их борьбе за
социальную справедливость. Храбрым шерифом Вайатом Ирпом - представителем закона
на беззаконном Дальнем Западе в знакомой нам картине «
Моя дорогая Клементина» (1947). Идеалистом и мечтателем лейтенантом
Дугласом Робертсом, образ которого весьма украсили комедийные краски, приданные
ему исполнителем. («Мр. Робертс», 1955 - до этого актер почти семь лет играл эту роль
на Бродвее). Фонда любил сниматься в комедиях и делал это успешно. («
Леди
Ева», 1941; «Самец», 1942; «Великолепный болван», 1942 и др.). Был очень хорош в
вестернах, которых у него множество: «Барабаны в долине Могавка» (1939), «
Форт
Апачи» (1948), «
Жестяная
звезда» (1957), «Как был завоеван Дальний Запад» (1962) и др.
Но главным в его творчестве, прошедшим через все десятилетия, был борец за правду
и справедливость, к какой бы эпохе и сфере ни относились сюжетные перипетии. Таков
он в вестерне «Инцидент в Окс-боу» Уильяма Уэллмана (1942) - единственный, кто
пытается удержать взбудораженную толпу от линчевания троих невиновных. В
уголовной драме «Двенадцать разгневанных мужчин» Сиднея Люмета (1957), где актер
играл Восьмого присяжного, сумевшего силой своей убежденности доказать
остальным одиннадцати их неправоту в осуждении мексиканского подростка. В
политическом фильме «
Самый
достойный» Фрэнклина Шефнера (1964) его кандидат в президенты Уильям Рассел
обладал многими лучшими чертами Джона Кеннеди. В знакомой нам экранизации «Войны
и мира» (Кинг Видор, 1956) Пьер Безухов стараниями исполнителя не стал романтическим
героем, как хотело руководство фирмы, а остался таким, каким он был у Л. Толстого -
носителем философского смысла романа.
Лиризм, обаяние, тонкость и душевная чуткость Фонды во многом смягчили все эти
образы, не позволили им стать схематичными или ходульными, как это нередко бывает
с подобными ролями положительных персонажей. Актер отрицательно относился ко
всяким школам и методам исполнительства, но исповедовавшиеся им принципы
реализма и психологизма во многом были близки системе Станиславского.
Особенно отчетливо все эти притягательные черты его таланта проявились в
последнем фильме «На золотом пруду» (1981) - во многом автобиографичном. Сыграв
старого профессора Нормана Тейера (эта работа была увенчана целым сонмом премий:
«Оскаром», «Золотым глобусом», призом 23 МКФ в Карповых Барах), Фонда как бы подвел
итоги собственного длинного жизненного пути, оставив нам в наследство светлое
ощущение жизни, ее радости, красоты, тепла.
Помирился он здесь и с дочерью (Джейн Фонда), отношения с которой раньше оставляли
желать лучшего: отец не одобрял ее образ жизни. Вместе с Питером эти двое были его
единственными детьми, хотя актер был женат пять раз. Но лишь с последней
спутницей, Ширли Адаме, молоденькой и хорошенькой стюардессой и манекенщицей, в
брак с которой он вступил уже шестидесяти с лишним лет, был по-настоящему
счастлив. О своем творчестве и отношениях с людьми Фонда написал в книге «Моя
жизнь», появившейся в год его смерти.