• Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь
Угольников. Он не запомнился после этой роли. Многие даже до сих пор не замечают
этого мальчика в знаменитом артисте.
• Занимает по посещаемости 12-е место среди отечественных фильмов за всю историю
советского кинопроката.
• В городе Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич, установлен памятник
«Джентельменам удачи». Только теперь этот город переименован в Тараз
(Казахстан).
• Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным (возможно,
и первым) упоминанием о городе Томске в кинематографе. В ироничном смысле
употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах.
• Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что
лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного
авторитета.
• Когда беглецов заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в пути,
цистерна уже другая.
• Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает
Никола Питерский.
• Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого Театра в 17 часов. Но
неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на
широте Москвы уже темно.
• Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей
(дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.
• Видов называет Леонову адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом №8». Это
в районе метро «Шаболовка» - метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна
«этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные
районы Москвы).
• В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: черного и
вишневого цвета, а отъезжают на двух вишневых.
• В сцене, где Леонов пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна
татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же
лампочка переворачивается на 180 градусов.
• В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки четкие. Но едва они
начинают растираться снегом - те смазываются, фактически превращаются в кляксы.
• Очень много было хлопот с подбором раствора цемента для съемок.
Раднэр Муратов вспоминал: «Наступил день, когда нас стали туда
опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, покрашенной
хлебной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после
съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим,
а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал,
что этот состав из 23 лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость».
• У красавца Олега Видова были производственные проблемы: он играл милиционера,
переодетого таксистом. Справа сидел
Савелий Крамаров и честно произносил текст. Но сколько бы режиссер
не командовал: «Повернись и поговори с человеком!», Видов запарывал дубли, так как
просто плакал от смеха.
• Киноначальству было не до шуток — как можно разрешить к показу картину с таким
количеством тюремной лексики. Но фильм в преддверии профессионального праздника,
Дня Милиции, показали главе МВД Николаю Щелокову, который так хохотал, что
заглушал реплики, доносившиеся с экрана.
• Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников
(фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник
милиции. В киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были
переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.
• На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев
Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге
худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена
приписка «поработать над гримом».
• Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр
Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на
съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской
ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника
тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
• Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года.
Тюрьму и побег - в Самарканде, дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это
была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный
дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, - в Москве.
• Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в
Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось
только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как
обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем. Кстати, верблюд дожил до
наших дней - ему уже 40 лет и зовут его Алмаз. Он по-прежнему живет в самаркандском
зоопарке.
• Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически
отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто
метров. Пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на
настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной
группы.
• Чтобы подстраховаться, сценарий «Джентльменов удачи» отправили всем крупным
милицейским чиновникам. Каждый из них посчитал своим долгом внести какие-нибудь
изменения. Например, один из таких добровольных консультантов написал: «Текст
сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение,
что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии,
которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста
своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух
гамбургский и даже Навуходоносор.
• Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только - по сценарию - матерым
рецидивистам, но и - по жизни - замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову.
Они пошептались между собой и предложили Муратову вопреки желанию режиссера
оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он попал на съемки позже всех и
как-то не успел еще сродниться с коллективом, но зато уже вжился в образ своего
добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов
разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность -
разделись все...
• Фильм вышел в прокат 13 декабря 1971 года, а уже 14-го числа спекулянты с утра
пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3
рубля, при том, что в кассе они стоили 20 копеек.