Франция
Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 году в Нуаэль-су-Ланс, шахтерском поселке на севере
Франции в 300 км от Парижа, департамент Па-де-Кале. Отец - Станислав Пьеха, шахтер.
Мать - Фелиция Королевска. Если бы жизнь эстрадной певицы Эдиты Пьехи условно
разделить на этапы, то: девять лет - Франция, девять лет - Польша, все остальные года
- Советский Союз, Россия, Ленинград, Петербург.
Франция - это черная полоса: смерть отца, смерть брата, немецкая оккупация, война,
расстрелы, бомбежки. Потом была небольшая передышка - это Польша: конец войны,
первый лучик солнца, первые голуби, которых гоняли на крышах мальчишки. Тогда она
научилась свистеть и до сих пор, когда радостно, часто свистит на сцене.
Потом был педагогический лицей, диплом с отличием и золотой медалью. Кандидатура
Эдиты Пьехи была выдвинута в отборочном конкурсе для поступления в вуз в
Советском Союзе. Она победила на этом конкурсе, поскольку постоянно пела на
вечеринках, проводившихся между конкурсными турами.
СССР, Ленинград
Именно в Советском Союзе, в Ленинграде, по мнению самой певицы, на свет родился уже
совсем иной человек, с другим мироощущением, с совершенно другими взглядами.
Человек, который выпрямился после очень тяжелого детства.
Пьеха влюбилась в город на Неве. Она ходила по городу и все не верила: неужели она,
живая, иду по улицам Ленинграда. А когда ей неоднократно предлагали переехать в
Москву, обещая карьеру, она отвечала: «Нет, я провинциалка до мозга костей,
останусь здесь». И в этом городе судьба протянула ей руку в виде Сан Саныча
Броневицкого , который пригласил ее в оркестр. Место для их встречи было назначено
на небесах - Ленинград. Город, в котором двум музыкальным талантам предстояло
мощно срезонировать.
Эдита Пьеха и
Александр Броневицкий поженились. Как муж и жена, они
прожили вместе двадцать лет. Только ее талант - певицы - оказался на виду. А его дар
- композитора и аранжировщика ее песен - ушел в тень. А потом их звезды устремились
в разные стороны. Ее - еще выше к славе, а его - наоборот забыли. За годы, что прошли
после его смерти, родились поколения, которым имя Александр Броневицкий ни о чем
не говорит.
Эдита Пьеха первая сняла микрофон со стойки, первая стала разговаривать с
публикой на концертах. Она является исполнительницей первых советских твистов и
шейков. В репертуаре певицы были песни известных композиторов Фельцмана и
Фрадкина, Петрова и Портнова, и Пахмутовой на стихи Рождественского и
Добронравова, Резника, а также Александра Флярковского, Александра Морозова,
Владислава Успенского. Первой из эстрадных артистов нашей страны Эдита Пьеха
пела в Карнеги-холле в Нью-Йорке, в самых престижных концертных залах европейских
столиц, неоднократно выступала на сцене парижского зала "Олимпия". Ей доводилось
петь и на сцене Государственного Академического Большого театра, и для
оленеводов Чукотки, и в госпиталях Афганистана, и для космонавтов в сеансах
прямой орбитальной связи.
Певице пришлось испытать на себе гнет советской цензуры. Да, и на Эдиту Пьеху, и на
ансамбль «Дружба» Броневицкого было много гонений - внегласные цензоры,
чиновники от идеологии, которые ничего не понимали в искусстве, но которые
говорили: «Это не наше, это плохо». Многих смущала манера пения Эдиты Пьехи. Ее
называли «кабацкой певицей, которую нужно выстирать по самое декольте». Получал
немало тумаков и оскорблений в свой адрес и Броневицкий.
Кинематограф
Эдита Пьеха всегда участвовала в сотнях телевизионных передач, как советских и
российских, так и зарубежных. В 1956 года она снялась в документальном фильме
"Мастера ленинградской эстрады".
В 1964 году певица дебютировала в роли певицы в музыкальном фильме-ревю режиссера
Романа Тихомирова «
Когда песня не кончается». Действие фильма происходит во время
фестиваля «Ленинградское лето», сюжет которого объединил концертные номера с
участием мастеров искусства: Людмилы Зыкиной, Муслима Магомаева, Георга Отса,
Аркадия Райкина.
Кинематографисты обратили внимание на Эдиту Пьеху, как на киноактрису в 1969 году. У
режиссера Вениамина Дормана она блестяще сыграла роль немецкой разведчицы в
приключенческом фильме "Судьба резидента" по роману О. Шмелева и В. Востокова «С
открытым сердцем».
Потом в 1972 году режиссер Вилен Азаров пригласил певицу на роль в комедии
"Неисправимый лгун". Веселый, душевный рассказ о добром, доверчивом парикмахере,
которому никто не верит, когда он оправдывает опоздание на работу по уважительной
причине. Но с парикмахером действительно каждый раз происходит что-то
необыкновенное: то обед у эмира Бурухтании, то встреча с неотразимой Эдитой
Пьехой. В картине великая певица сыграла ... саму Эдиту Пьеху! И ее партнерами по
фильму стали Георгий Вицин и Инна Макарова, Николай Прокопович и Владимир Этуш.
В 1975 году Григорий Кромановов поставил политический детектив "Бриллианты для
диктатуры пролетариата" по одноименному роману Юлиана Семенова, в котором Эдите
Пьехе досталась роль французской шпионки.
А в музыкально - фантастической комедии «
Музыкальные игры» режиссера Виталия Аксенова замечательная певица
снялась с известными артистами эстрады: Татьяной Колесниковой и Андреем
Вознесенским, Марией Пимчун и Вячеславом Цой, Аллой Кондинко и Ольгой Домущу.
О жизни и творчестве Эдиты Станиславна Пьехи снято несколько телевизионных и
документальных фильмов: "У меня есть каравелла", "Песня - любовь моя", "Если б знали
вы, как мне дороги...", "И снова все сначала" - режиссера Солдатенкова, "Да
здравствует бал!" - режиссера Макарова.
Живет довольно скромно...
Несмотря на то, что Эдита Пьеха проработала более пятидесяти лет на эстраде, стала
народной артисткой Советского Союза, живет она довольно скромно, у нее совсем
маленькая пенсия. В Советском Союзе она не заработала себе капитала, не достигла
того состояния, когда могла бы сказать: «Все, Пьеха, ты можешь уже не работать».
Эдита Пьеха свободно владеет польским, немецким, французским, русским языками,
поет на десятках языков мира. В свободное время любит ходить пешком, играет в
бадминтон, любит кататься на велосипеде. Певица сама любит ходить в магазин.
Правда, неспроста. Скорее всего, это наследие трудного детства: будучи несчастной
девочкой, живущей в голодной Франции, питающейся похлебкой. Однако, кроме
голодного, недоеденного детства есть у нее еще и детство недоигранное. Поэтому -
то она и на сцене до сих пор себя ведет как ребенок: непосредственна, искренна.
Музыкальные предпочтения певицы - французский шансон: Эдит Пиаф, а любимые
артисты отечественной эстрады - Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Марк
Бернес и Леонид Утесов.
Платья шьет Зайцев...
У Эдиты Пьехи никогда не было ни продюсера, ни имиджмейкера. Своего образа певица
добилась с помощью элементарной интуиции. Просто чувствовала, какой она должна
быть. Она понимала, глядя в зеркало и на фотографии, что нужно в себе запомнить,
сохранить, а что выкинуть. Кстати, актриса всегда сама наносит себе макияж и
делает прическу.
Кстати, прическу певице подсказал модельер Вячеслав Зайцев. Они познакомились
случайно, еще в самом начале карьеры модельера. Тогда какой-то испанский журнал
заказал агентству ТАСС интервью с самой популярной звездой эстрады. Выбрали
Пьеху. И вдруг оказалось, что ей не в чем достойно представить Советский Союз!
Тогда ленинградский Дом моды подобрал платья для певицы. Там как раз пробовал
свои силы Зайцев. После удачной поездки в Испанию он и предложил сшить актрисе еще
и концертные платья. Так он и стал «костюмером» Эдиты Пьехи. Сама бы она ни за что
не потянула такие расходы! На какие деньги? А когда Зайцев стал популярен, он стал
шить певице костюмы по «льготным», дружеским ценам. На зарубежных гастролях она
выискивала уцененные ткани, которых не было в российских магазинах. Везла их ему.
А все думали, что Эдита Пьеха заказывает свои костюмы в Париже.
Концертные платья Пьехи всегда украшают розы. Когда-то певица придумала это от
безысходности. Ведь украшений в то время у нее не было. Кроме того, розы еще и
символичны - это любимые цветы отца Пьехи, который выращивал их в саду и продолжал
заботиться об оранжерее даже в голодные военные годы.
Мужчины в жизни
Эдита Пьеха никогда не коллекционировала мужчин. Хотя у нее были предложения руки
и сердца от слесаря до генерала... Она была недоступной. Влюблялась певица редко и
надолго. Ее первый муж, руководитель ансамбля "Дружба", где она была солисткой, Сан
Саныч Броневицкий, зрелый мужчина, на шесть лет старше, долго за ней ухаживал и
сумел как-то дать ей понять, что вечных девочек не бывает. Сан Саныч ростом был
чуть выше Наполеона, при этом страшный умница и обладатель очень выразительных
глаз. Пьеху любил безумно и страшно ревновал. Правда, сам при этом слыл большим
любителем слабого пола...
Она не устраивала сцен. Что толку? Ну разошлись бы они не через двадцать лет, а
намного раньше. И что? Зрители не услышали бы и половины лучших песен... Правда, не
выдержав его бесконечных романов, Пьеха завела свой роман - с полковником КГБ
Геннадием Шестаковым, ставший впоследствии вторым мужем певицы.
Второй муж был красив, за чужими юбками не бегал, считая это ниже своего мужского
достоинства, но глаза у него все время бегали в поисках стакана водки... Это его и
сгубило.
После развода со вторым мужем был у Эдиты Пьехи еще один брак - третья ее ошибка.
Первые годы семейной жизни с Владимиром Поляковым казалось, что с ним, наконец -
то, пришло тепло. Певица думала, что Володя - ее скорая помощь. Но что-то в их
отношениях разладилось. Они совсем не ссорились, не конфликтовали, просто
разбежались... Наверное, слишком разные люди.
Больше ошибаться Эдита Пьеха не решилась: и так много отпущено судьбой - быть
счастливой артисткой, счастливой мамой, - женское счастье можно оставить и на
обочине...
Родные люди
Илона, Стас и Эрика - родные люди певицы. Она пытается все, что они делают,
воспринимать объективно. Считает, что каждый из них - на своем месте. Они делают
все так, как они это чувствуют. И особенно
Стас Пьеха ,
который сам себя определил на сцену. Никто его не тащил. Он тайком от мамы и
бабушки - пошел в певцы.
Эдиту Пьеху радуют успехи ее близких. Илона в последнее время, правда, отошла от
певческой карьеры, но она и режиссер, и сценарист, и хозяйка вечеринок, она
придумщица, вулкан - это у нее от папы. А вот артистичность и культура, - скорее
всего от знаменитой мамы! А внучка Эрика сказала, что артистов в роду хватит, и
занялась архитектурой.
Эдита Пьеха хоть и поет "Никогда любить не поздно", однако прекрасно понимает, что
по-настоящему счастлива она была только на сцене...