Эгил Шварц - советский, латвийский композитор и джазовый музыкант, после
эмиграции из СССР - немецкий журналист и продюсер.
Эгил Шварц родился 15 апреля 1935 года в Риге, в семье преподавателя гимназии Язепа
Шварца.
Учёба
Учился в Рижской музыкальной школе имени Э. Дарзиня. Окончил Латвийскую
государственную консерваторию (факультет оркестровых инструментов, 1958 и по
классу композиции Я. Иванова, 1968).
Этапы творческого пути музыканта
В 1956 году играл в Эстрадном секстете контрабасистов Рижского радио, был главным
дирижером и художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра с 1959-1964, с
перерывами. В 1962 солисткой оркестра стала певица
Лариса
Мондрус.
В 1964 году Эгил и Лариса переехали в Москву.
С 1964-1965 год, Эгил становится музыкальным руководителем, дирижером и
аранжировщиком Эстрадного оркестра Москонцерта под управлением Эдди Рознера.
В 1965 году Эгил сформировал свой ансамбль, который успешно гастролировал по
Советскому Союзу (записи на радио, телевидении, большие тиражи грампластинок).
Эгил Шварц опробировал собственные мелодии для оркестров - многие его песни стали
популярными в исполнении Ларисы Мондрус. Шварц аранжировал мелодии для песен в
исполнении Валерия Ободзинского, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Тамары
Миансаровой.
В 1973 году в Германии песня Эгила «Jeder nette lette», исполненная Ларисой, стала
популярной.
В 1973 году вместе с супругой эмигрировал в ФРГ. Работал редактором латвийской
службы на Радио «Свобода» в Мюнхене.
С 1976 года, музыкальным журналистом и продюсером.
В начале 1990-х Эгил Шварц и Лариса Мондрус посетили Латвию.
В 2000-х - Латвию и Россию, Москву.
Из воспоминаний Джека Нейхаузена, импресарио и продюсера из Флориды, друга
семьи
... А если говорить о Эгиле Шварце, известном рижaнинe и музыканте, тут уж по нашим
тогдашним меркам был настоящий запад. Он был старше нас, и мы, так сказать,
"изучали" его манеры: стильно одеваться, независимо вести себя и, конечно, страшно
хотели на него походить! Кроме того (а может быть, прежде всего), Эгил был одним из
первых, кто в той, послевоенной советской Риге знал и понимал джаз и не боялся его
играть. Все достоинства этого замечательного молодого мужчины были на лицо:
популярность, штатский (так мы называли американцев) вид, и большой талант
музыканта-джазмена.
Между прочим, большинство не владеюших, так сказать, историей предмета, считают,
что первооткрыватель западной музыки в Риге Раймонд Паулс. Можете мне поверить, в
этом вопросе я знаток: первым был Эгил Шварц. И не только первым исполнителем
джаза, но и основателем и создателем первого в Риге симфо-джаз оркестра. Я авторит
в этом и не стесняюсь этим хвалиться. Уже в начале шестидесятых годов вокруг меня
сплотилась группа рижской молодёжи, назывших себя"штатниками", т.е. открыто, и
внешне, и внутренне придерживавшихся американских взглядов и вкусов. Нас, очень
разных, обьединяла одна мечта: уехать в Америку, на запад. Одевались мы, слушали
музыку, пытались вести себя - "как там", за океаном. А из тех, кто были чуть старше,
почётными "штатниками", впрочем, сами того не зная, были для нас Егил Шварц, певец и
актёр Бруно Оя, музыкант и аранжировщик Андрей Долгов и ещё несколько
замечательных рижан того времени.
Четверо бывших рижан, мы сидим на берегу океана. Теплый тихий декабрьский вечер,
какой бывает только во Флориде. Мы с Эгилом пьем пиво, стараясь не мешать
нескончаемой беседе наших подруг-певиц. О, им есть о чем поговорить! «Ты помнишь,
Лариса, ту песню Эллы Фитцджеральд? -«А ты, Аэлита, пела эту итальянскую песню?»
Я задаю Эгилу вопрос, на который, как мне кажется, ему будет трудно ответить, но не
задать его я не могу, ведь в ответе вся соль их жизни, их выбора:
- То, почему вы оба уехали в Москву в 64-м я понимаю. Простор, новые возможности,
оркестр Едди Рознера и, естественно, другие заработки. Но когда, уже будучи в
Америке, я услышал, что вы эмигрировали в Германию, я хоть и был рад, но и слегка
ошарашен. Горд вами, конечно, так как верил, что все штатники должны быть на западе.
Но, с другой стороны, как вы смогли пойти на этот шаг? Прямо на вершине карьер и
союзного успеха? Это очень сложный момент, всегда ведь можно найти отговорку - не
сейчас, успеем и т.д. Кроме того, смотри на то, что там творится в музыке сейчас.
Западного типа аранжировщики твоего калибра и опыта и певица калибра и западной
сцены, как Лариса, могли бы, как там говорят, «раскрутиться» очень хорошо.
Замечаю, что после моего многоэтажного вопроса Лариса с Аэлитой замолчали. Аэлита
смотрит на меня укоризненно, ну к чему все эти «глубокие» темы? А Эгил с Ларисой
переглянулись и со смехом отвечают:
- Именно такой вопрос мы от тебя и ожидали!
Эгил медленно отодвигает в сторону кружку:
- Единственное, что я могу сказать тебе: мечту оставлять нельзя. В этом я уверен.
Вот и все, что сказал в ответ на мой сложный вопрос музыкант-композитор-дирижер
Эгил Шварц. И, признаюсь, этот ответ хоть и прост, но очень близок мне и Аэлите!
Мечта - это то, что связывало столько сердец и столько судеб. Никакие деньги,
карьера и положение не смогут остановить мечту - быть на свободе. Даже как ни
трудно и как ни печально оставлять близких и родителей, ты должен это сделать ради
зовущего тебя нового свободного океана жизни. Конечно, есть и подводные рифы и
мели, но ты свободен, - чини лодку и плыви дальше. Вот и новая гавань, устроился,
переждал бурю и купил моторный катер, а если хочешь - яхту.
Я прекрасно знал, что и престижная работа у Эдди Рознера, и все туры с Эгилом по
стране, и «Голубые огоньки» с космонавтами, оригинальные песни, написанные
персонально для Ларисы, все ТВ и радио, самые престижные концерты и передачи:
«Новогодний огонёк», «Маяк», радиостанция «Юность», Кабачок «13 стульев» - всё это
было не только интересное но и контролируемое "свыше". А отсюда - запреты даже на
поездки в страны соц. лагеря и постоянные откровенные намеки на «не наше»отчество
Ларисы - Израилевна! У мужа почти та же ситуиация - из Риги, западник, с ним надо
осторожно! А для рижской мечты об отъезде - это было только подтверждением -
мечтаем правильно!
- Ты Джек имел шанс и сразу его использовал, мы поступили точно так же! - задумчиво
отвечает мне Эгил. - А то, что мы начинали с нуля - это вам с Аэлитой также близко и
понятно, вы через все это прошли.
Не имеет смысла даже вспоминать о всех «рифах и мелях» нового мира, через которые
прошли эти красивые и сильные люди - Лариса и Эгил. Итог прост и замечателен:
полный успех в Европе, десять Дисков, сотни концертов, прекрасный магазин обуви в
Мюнхене, а главное - семья. Как много людей в шоу-бизнесе могут похвалиться, что
вместе столько лет? У них замечательный сын Лорен, кстати, парень говорит на
многих языках, даже на латышском и русском. А карьера? У звёзд она всегда есть и
будет...
Жалко, что их первый визит во Флориду пролетел так быстро. Две Дивы- Лариса Мондрус
и Аэлита ещё столько песен не обсудили. А сколько песен ещё не спето? А я? А я
подготовлю для Эгила к следующему приезду какие-нибудь вопросы о старом рижском
времени.