Лиу Чиа-Лянг (на языке мандарин; он же - Лау Кар-Леунг на кантонском языке. В
американском прокате чаще всего используется Чиа-Лянг Лиу. Лиу - фамилия, по
азиатской традиции ставится вначале) - знаменитый гонконгский и китайский
режиссер кунг-фу фильмов, постановщик боёв, сценарист и актёр.
Жанр кунг-фу фильмов
В период с конца 60-х до начала 80-х годов в жанрах кунг-фу фильмов и Wuxia определенно
были только два харизматических режиссера, которые диктовали моду - Чанг Че и
Чиа-Лянг Лиу. В значительной степени два этих человека создавали, развивали и
задавали направление развития жанра на протяжении всех этих лет. Чанг Че начал
свой путь в конце 60-х, сняв с Джимми Ванг Ю фильмы с поединками на мечах, а позднее
поставив фильмы с Ти Лунгом, Дэвидом Чиангом, Александром Фу Шенгом и сериал с
«пятью ядовитыми» (Five deadly venoms) - классика жанра кунг-фу 70-х годов.
Но с середины 70-х уже Чиа-Лянг Лиу с серией красивых и новаторских фильмов
захватил лидерство в жанре. К тому же, если копнуть глубже, то выясняется, что
именно Лиу делал большую часть работы постановщика боевых сцен в фильмах, которые
снимал Чанг Че. Возможно, Лиу в те годы был самым большим новатором и самым
влиятельным кино-производителем Гонконга.
Ранние годы
Чиа-Лянг Лиу родился в интервале между 1934-м и 1937-м годом (разные источники сообщают
различные даты) и сразу оказался в мире боевых искусств. Его отец, Лиу Чам, был
известным актером и мастером единоборств, чьим учителем был Лам Сай-Винг, который,
в свою очередь, был учеником легендарного, но вполне реального Вонг Фей-Хунга. Лам
Сай-Винг изучал у Вонга стиль «Кулак Хунга», потом он передал его Лиу Чаму, и затем
Лиу Чам передал свои знания сыну, Чиа-Лянг Лиу. Чиа-Лянг был третьим сыном в семье и
начал изучать боевые искусства в 7-летнем возрасте, и уже в ранней юности он попал
в киноиндустрию. Его отец также рано начал сниматься и во многих старых фильмах о
Вонг Фей-Хунге играл роль своего собственного учителя.
Дебют в кино в качестве постановщика боёв
В течение многих лет Чиа-Лянг Лиу оттачивал свое мастерство, работая каскадером, а
также исполняя второстепенные роли. Следуя этим путем, он достиг положения
постановщика боевых сцен.
В 1963-м году Лиу объединился с выпускником Пекинской оперы Тонг Каем, и вместе они
поставили боевые сцены в фильме «South Dragon, North Phoenix». Успех был настолько велик, что
потом они еще часто объединялись для постановки боев в фильмах 60-х и ко многим
классическим лентам имели отношение Лиу и Тонг. Пара слаженно работала: Тонг Кай
специализировался на боевых сценах с огромным количеством массовки, в то время,
как Лиу работал с поединками «один на один».
Два фильма, над которыми они работали, оказали сильное влияние на появление
«нового стиля» в жанре Wuxia 60-х годов. Это выпущенный на студии Great Wall фильм «The Jade Bow»
и «Come Drink With Me» от знаменитого режиссера Кинг Ху. После этого они были приглашены
на крупнейшую студию Shaw Brothers, где начали работать с Чангом Че. Они ставили
поединки в большинстве его мегахитов (вроде «One-Armed Swordsman» и «Boxer from Shantung»).
В то же время они работали и над другими фильмами - в большей части кунг-фу фильмов
со звездами-женщинами Конни По Чан и Джозефин Сяо ставила бои именно эта команда.
Их хореография резко изменила кино Гонконга. Она была сложной, мощной,
стремительной, правдоподобной, красивой, прописанной в деталях для каждого героя
и абсолютно непохожей на все, что делалось прежде.
С 1953-го по 1962-й Лиу снялся как актер/каскадер/статист более чем в 70 (!) фильмах,
большая часть которых - фильмы о Вонге Фей-Хунге с Кваном Так-Хингом в главной
роли.
Фильмы о Шаолине
С середины 70-х Лиу начинает реформировать жанр - ему тесно в рамках
экшен-хореографа и чтобы получить больший контроль над проектами, он начинает
снимать фильмы самостоятельно и с тех пор практически не занимается хореографией
в фильмах, снятых не им самим (за исключением некоторых работ его братьев Лау
Кар-Винга и Гордона Лиу). К 1974 году после почти десятилетия лихорадочной работы в
жанре Wuxia Чанг Че наконец достиг пика. Казалось, что Чанг творчески полностью себя
исчерпал. В этот момент Лиу предложил Чангу идею сделать фильмы, основанные на
мифах о Шаолине и его легендарных героях. Лиу также считал, что исполнение
хореографии поединков максимально правдоподобным способом оздоровило бы жанр.
Его первая режиссерская работа, «
Духовный
боксер» (1975), сильно опережает свое время - мода на смесь мистики и кунг-фу
появится только в 80-х. В «Вызове мастеров» (1976), «Палачах из Шаолиня» (1977), «Шаолине
против ниндзя» (1978) и «Шаолиньском богомоле» (1978) он задает новую планку качества
для экранного кунг-фу, а картинами «36 ступеней Шаолиня» (1978), «Кунг-фу бешеной
обезьяны» (1979) и «
Грязный Хо» (1979) срывает
ва-банк в прокате и добавляет в свое «фирменное» стилевое кунг-фу массу сложных
акробатических элементов.
В 80-е студия Shaw Bros потихоньку начинает сдавать позиции - фильмы студии собирают в
прокате все меньше и меньше, не становятся исключением и проекты Лиу Чиа-Лянга,
хотя сейчас видно, что в этот период Лиу создал свои лучшие фильмы. «Клуб боевых
искусств» (1981), «Моя юная тетушка» (1981), «
Легендарное оружие Китая» (1982), «Кот против Крысы» (1982), «
Леди-босс» (1983), «
Боец с шестом»
(1984), «
Ученики 36 ступеней Шаолиня» (1985) - все эти фильмы, которые Лиу
Чиа-Лянг снял как режиссер и экшен-хореограф, сейчас могут быть по праву отнесены
к числу неоспоримой классики жанра. Эти фильмы также раскрыли невероятный талант
Александра Фу Шенга, первого комедианта современного кунг-фу жанра. А заодно и
сменили состав исполнителей, оставив в стороне шаблон одиноких мстителей типа
Джимми Ванг Ю и Брюса Ли. Этот под-жанр «Шаолинь» стал привлекать все больше
внимания ко всему жанру, где после смерти Брюса Ли царило полное смятение.
Режиссура
Наконец, в 1975 году, после размолвки между Чангом и Лиу, Чиа-Лянг Лиу снял свой
первый фильм в качестве режиссера - «Духовный боксёр». С самого начала стало ясно
видно, что Лиу решил идти в другом направлении, нежели Чанг. В его фильмах было
меньше мужского начала, чем у Чанга. Он часто работал в комедийном жанре
(«Духовный боксёр» был первой кунг-фу комедией) и в его фильмах были по-настоящему
крупные роли у актрис: поначалу он снимал актрису со студии «Shaw Bros.» Лили Ли, а
затем переключился на свою протеже и спутницу жизни в течение нескольких лет Кару
Хуи .
Лиу сосредоточится на темах семьи, отношений между близкими (учитель - ученик, муж
- жена) и внутреннего самосовершенствования. Лиу понимал, что предыдущие кунг-фу
фильмы заканчивались слишком предсказуемо с их неизменной финальной кровавой
баней. Он полагал, что, возможно, концовка могла бы быть менее жестокой и более
поучительной. В его фильмах по-прежнему было множество невероятно поставленных
боевых сцен - головоломно запутанных и продуманных до мелочей, но довольно часто
смерть одного из персонажей не была конечным результатом поединка.
Как настоящий мастер боевых искусств и потомок по прямой линии Вонг Фей-Хунга, Лиу
лучше любого другого знал, что цель боевых искусств - утверждение жизни, и они
вовсе не являются инструментом смерти и разрушения, как это показывалось в кино
предыдущего десятилетия. Он хотел снимать кино с целью поддержать «истинное»
китайское боевое искусство и показать и рассказать о его многих не столь
очевидных гранях. Такой поучительный подход наиболее показателен в его «Герои
Востока» (лучше известный на Западе под названием «Shaolin vs. Ninja») - столкновение
китайских и японских культур и боевых искусств. Так или иначе, но почти все его
фильмы касаются этой темы.
Некоторые его работы, ставшие классикой (часто в главной роли снимался его
приемный брат Лау Кар-Фай, он же Гордон Лиу ): «
Вызов
мастеров», «36 ступеней Шаолиня», «
Палачи
из Шаолиня», «Шаолинь против Ниндзя», «
Грязный Хо», «
Моя молодая тётушка», «
Леди-босс», «
Легендарное оружие Китая» и «
Боевой клуб».
Конкуренция с молодыми
Пару лет Лиу был невероятно популярен, его фильмы были лидерами по кассовым
сборам за год, и он был признан кинокритиками подлинным родоначальником жанра.
Однако когда кунг-фу комедии Саммо Хунга, Юэна Ву-Пинга и Джеки Чана ворвались на
экран, Лиу стал терять свою популярность, а его кино начало казаться устаревшим.
Его фильмы может и были самыми яркими и изящными постановками в жанре кунг-фу,
когда-либо сделанными, но теперь их затмило свежее, смелое, дерзкое и
акробатическое действие, принесенное в кино новым поколением молодых актеров,
которые черпали свои идеи непосредственно у Лиу, развивая его замыслы.
К началу 80-х это новое поколение переключилось с кунг-фу комедий на современные,
насыщенные трюками экшн-комедии, оставив Лиу одного на поле производства кунг-фу
фильмов. Для Лиу это было поражением. В конце концов, зрители утомились от такого
типа фильмов и переключили свое внимание на современные трюковые работы Саммо
Хунга и Джеки Чана. Последним «ура» Чиа-Лянг Лиу жанру кунг-фу стал в 1984 году один
из лучших его фильмов «
Боец с шестом».
После этого Лиу снял еще несколько фильмов: «Martial Arts of Shaolin» с Джетом Ли,
«Непобедимый тигр 1 & 2», «Aces Go Places 5», но все они, за исключением первой части
«Непобедимый тигр», провалились в прокате. Лиу также вынашивал планы вернуться на
прежние позиции со своим собственным проектом, который представлял собой фильм о
Вонг Фей-Хунге с Лиу в главной роли. Плюс к этому, он собирался снять римейк «One-Armed
Swordsman», в котором главную роль должен был сыграть восходящая звезда Донни Йен. Но,
по мнению многих, его время однозначно прошло, и киноиндустрия Гонконга была
готова предложить ему лишь второстепенные роли, конечно, как правило, роли
мастеров боевых искусств. Однако даже в такой роли однажды он определенно
доказал, что по-прежнему находится в прекрасной форме, по крайней мере, физически.
Импровизированный поединок между ним и Саммо Хунгом, показанный в «Pedicab Driver», был
незабываем и закончился тем, что Лиу с ростом в пять с половиной футов разгромил
огромного Саммо в поединке на шестах, одном из самых лучших, запечатленных на
пленке.
В 1994 году он начал работать как режиссер над фильмом «Пьяный мастер II» с Джеки
Чаном в главной роли. Однако в процессе съемок между ними возникли крупные
разногласия из-за стиля хореографии. Джеки считал, что у Лиу была слишком старая
школа (Чан хотел включить в фильм больше трюков, сделанных с помощью тросов, что
«старомодному» Лиу было не по вкусу). В итоге Лиу то ли сам оставил проект, то ли
был уволен (впрочем, в титрах он по-прежнему был обозначен как режиссер), и взялся
за съемки фильма-конкурента «Пьяный мастер III», который всеми расценивался как
совершенный провал. Что же касается «Пьяного мастера II», то безусловно, фильм
является классикой и ныне не утихают дискуссии о том, чья заслуга в этом больше,
Джеки или Лиу. Совершенно ясно, что сюжет больше исходит от Лиу - придание сюжету
большего значения, способ его отображения на экране, отношения между отцом и
сыном, матерью и сыном, мужем и женой были в традициях ранних работ Лиу. Факт также,
что женщина - Анита Муи - имела такую большую и энергичную роль, это заслуга Лиу,
поскольку Джеки довольно известен тем, что не дает актрисам больших ролей в своих
фильмах, кроме роли беспомощной женщины, попавшей в беду. Очень характерно
сравнение роли Аниты здесь и в чановском «Rumble in the Bronx».
Вклад Лиу в кино
После этого Лиу уходит из кино почти на десять лет и возвращается лишь в 2003-м с
кунгфу-боевиком «
Пьяная
обезьяна» (2003), еще раз доказавшем, что Лиу и как режиссер, и как экшен-хореограф
намертво застрял в начале 80-х - это было хорошее время, но новая публика требовала
новых героев. Также Лиу уже как экшен-хореограф поработал в компании Стивена
Тунга, Ксиона Ксин-Ксина и своего брата Лау Кар-Винга над уся-боевиком Цуй Харка «
Семь
мечей» (2005), по после него ушел из кино окончательно.
Несмотря на большие проблемы в своей карьере, которые он преодолевал с начала 80-х,
след, который Лиу оставил в кино Гонконга, просто огромен. Он был самым первым
постановщиком боевых сцен, ставшим затем режиссером, проложив таким образом путь
новому поколению производителей кунг-фу фильмов, таких, как Саммо Хунг, Юэн
Ву-Пинг и Джеки Чан. Его фильмы, его идеи и его наследие вдохновляло и оказывало
влияние на каждого последующего постановщика боевых сцен. В каком-то смысле он
вытащил жанр кунг-фу из болота посредственности середины 70-х годов, вдохнув новую
жизнь, сделав его мощным и динамичным жанром. К сожалению, его наследие
практически неизвестно западной аудитории.
Лиу сам снялся во множестве фильмов, и его кунг-фу было великолепно, как он показал
это в «Пьяный мастер II» (и это в возрасте не меньше 57 лет!). Некоторые другие фильмы,
в которых его можно видеть на экране, это «
Легендарное оружие Китая», «Леди-Босс», «Eight Diagram Pole Fighter», «Evil
Cat», «30 миллионов долларов», «
Рикша», «New Kids in Town» и «Пьяный мастер
III».
Личная жизнь
Некоторое время назад у Лиу был обнаружен рак, от которого он, похоже, полностью
вылечился.
Он женился довольно поздно и сейчас наслаждается счастливой спокойной жизнью с
молодой женой и двумя маленькими дочками. Его жена - Чинг-Чинг Юнг (родилась в 1964
году во Вьетнаме под именем Мари-Жан Реймер) - бывшая актриса, а ныне юрист, у
которой есть собственная юридическая контора. Дочерей зовут Жанна и Розмари.
Лиу по-прежнему иногда принимает предложения ролей и режиссуры, но, вероятно,
опираясь на свой неудачный опыт, связанный с «Пьяным мастером II & III», он проявляет
к проекту интерес только тогда, когда он сможет иметь полный контроль над
процессом съемок.
Чиа-Лянг Лиу скончался в Гонконге 25 июня 2013 года в возрасте 76 лет.
ПОСТАНОВКА БОЕВ: •
Однорукий меченосец (1967) •
Тропа сломанного клинка (1967) •
Убийца (1967) • Золотая канарейка (1968)
• Безымянные герои (1971) • Дуэль кулаков (1971) • Смертоносный дуэт (1971) • Боксер из
Шантунга (1972) • Все мужчины - братья (1973) • Конфликт поколений (1973) • Кровные братья
(1973) • Боевые искусства Шаолиня (1974) • Друзья (1974) • Пять шаолиньских мастеров (1974)
• Восстание боксеров (1975) •
Вызов
мастеров (1976) • Однорукий боксер 2 (1976) •
Палачи
из Шаолиня (1976) • 36 ступеней Шаолиня (1978) •
Грязный Хо (1979) • Кулаки
и мужество (1979) • Кунгфу бешеной обезьяны (1979) •
Шаолинь вызывает ниндзя (1979) • Возвращение к 36 ступеням Шаолиня
(1980) • Клан белого лотоса (1980) • Моя молодая тетушка (1981) • Кот против Крысы (1982) •
Боец с шестом (1983) •
Ученики 36 ступеней Шаолиня (1984) •
Операция «Скорпион» (1992) • Босоногий (1993) • Пьяный мастер 2 (1994) •
Пьяный мастер 3 (1994) •
Пьяная
обезьяна (2003) •
Семь мечей (2005)