Оливье Эжен Шарль Проспер Мессиан - французский композитор, теоретик музыки,
педагог.
Родился 10 декабря 1908 года в семье учителя английского языка Пьера Мессиана и
поэтессы Сесиль Соваж. В 11 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его
преподавателем по классу композиции был Поль Дюка, по классу орга́на - Морис
Эмманюэль и Марсель Дюпре.
В 1930 году Мессиан окончил консерваторию с первыми премиями по специальностям:
фортепиано, орга́н и импровизация, история музыки, композиция. С 1931 года он стал
органистом церкви Святой Троицы в Париже, где проработал свыше 60-ти лет.
С 1936-го по 1939-й год преподавал в школе музыки в Париже и в консерватории "Схола
канторум". Совместно с Андре Жоливе, Даниэлем Лесюэром и Ивом Бодрие организовал
группу композиторов "Молодая Франция".
С началом Второй мировой войны был призван в армию, спустя полгода попал в плен.
Находясь в лагере для военнопленных, написал ряд сочинений, в том числе «Квартет
на конец света», впервые исполненный пленными музыкантами в январе 1941 года. В
марте того же года Мессиана освободили, и он стал профессором класса гармонии в
Парижской консерватории. В 1947 году специально для композитора был создан класс
анализа, эстетики и ритмики.
В последующие годы Мессиан путешествовал по разным странам, давая мастер-классы и
выступая в качестве органиста. С 1966 года - профессор класса композиции в
Парижской консерватории. Среди его учеников (в том числе бравших отдельные
частные уроки) - Жильбер Ами, Джулиан Андерсон, Пьер Анри, Родольфо
Арисага, Джордж Бенджамин, Пьер Булез, Жерар Гризе, Хенрик Гурецкий, Антуан
Дюамель, Эугениуш Кнапик, Мариус Констан, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Микаэль
Левинас, Клод Вивье, Франсуа-Бернар Маш, Поль Мефано, Тристан Мюрай, Кент
Нагано, Жан Продромиде, Эржебет Сёньи, Мишель Фано, Микис Теодоракис, Филипп
Фенелон, Даниэль Шарль, Карлхайнц Штокхаузен и другие известные музыканты. Также
его ученицей была
Ивонна
Лорио, которая в 1961 году стала его женой.
Мессиан является обладателем многочисленных международных наград в области
искусства, в том числе премии Эрнста Сименса (1975), Премии Эразмус (1971) и др. Он
также был членом Института Франции, Бельгийской королевской академии наук,
искусств и литературы.
Скончался 27 апреля 1992 года в Клиши-ла-Гаренн.
Творческое наследие
В своих теоретических трудах («Техника моего музыкального языка», 1944; «Трактат о
ритме», 1948) Мессиан сформулировал собственные новые и сложные композиционные
принципы. В его сочинениях нашли отражение теологические идеи и искания
(фортепианный цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса», оркестрово-хоровое
сочинение «Три маленькие литургии божественного присутствия», 1944), изучение
традиций неевропейских культур - индийской, японской, латиноамериканской
(симфония «Турангалила» и др.), и даже увлечение орнитологией, особенно изучение
голосов птиц («Каталог птиц» для фортепиано и другие).
Первый опыт сериализма в музыке - пьеса Мессиана «Лад длительностей и
интенсивностей» (1949, из цикла «Четыре ритмических этюда»). Вся музыка
представляет собой последовательность серий из определенных нот, длительностей
этих нот и их же громкости - и ни один из элементов серии не может повториться,
пока не проиграются все остальные. Идея была подхвачена композиторами
Дармштадтской школы. В определённом смысле эта пьеса осталась в творчестве
Мессиана особняком - как радикальный творческий эксперимент.
По материалам Википедии