Рокас Раманаускас (Rokas Ramanauskas) - литовский театральный режиссер, актер.
Родился в 1971 году в Вильнюсе, Литовская ССР, в театральной семье.
Родословная
Родословное древо Рокаса Раманаускаса берет свое начало на берегах реки Вента,
где расположился маленький старинный литовский городок Куршенай. В нем 7 февраля
1922 года в скромном доме родился актер театра и кино
Антанас Габренас, дедушка Рокаса, на которого как две капли воды
похож внук. Его супругой стала Геновайте Толкуте-Габренене, родившаяся в городе
Каунасе. Геновайте, по сравнению с простым и скромным мужем из глубинки, дама
изысканная и честолюбивая. Геновайте Толкуте-Габренене, как и Антанас Габренас,
была актрисой театра и кино, впоследствии получившей почетное звание Заслуженной
артистки Литовской ССР. От их брака родилась дочь - актриса
Эгле Габренайте, будущая мама театрального режиссера Рокаса
Раманаускаса.
Родители Рокаса и его ранние годы
Несмотря на то, что запоминающиеся роли в творческой жизни Эгле Габренайте можно
было пересчитать на пальцах одной руки, сама Эгле всегда считала себя счастливой
актрисой. Пусть даже всего несколько, но настоящих и ярких работ - это уже удача,
ведь у многих артистов и такого не случается за всю карьеру.
Как бы то ни было, Эгле стала одной из самых известных актрис Литвы и заслужила
звание Заслуженной артистки Литовской ССР. Она родилась 1950 году в Москве. В то
время ее родители были студентами Российского института театрального искусства,
людьми молодыми, растущими в профессии и вечно занятыми. Поэтому воспитанием Эгле
занимались ее дедушка и бабушка.
Отец Рокаса, актёр
Ромуальдас Раманаускас стал знаменитым в 1980 году, как
только вышла первая серия легендарного многосерийного фильма «Долгая дорога в
дюнах», в котором он сыграл фабриканта Рихарда Лозберга. Никаких званий актер не
имел, что с избытком компенсировалось признанием зрителей и своеобразной
"любовью" руководства. Все дело в том, что он, благодаря своей внешности, высокому
росту и врожденной офицерской выправке, хотя в кино играл в основном
отрицательные роли, большинством из которых были экранные образы фашистов.
Семья Ромуальдаса Раманаускаса и Эгле Габренайте сложилась во времена своего
студенчества в Литовской академии музыки и театра, после окончания которой, уже
будучи мужем и женой, они были приняты в труппу Национального драматического
театра Литвы. Здесь же, в Вильнюсе, они и свили свое семейное гнездышко, которое в
1971 году осчастливил своим рождением их сын Рокас. Мальчик рос в достаточно
непростой творческой атмосфере, повторив, в общем-то самый распространенный удел
актерских детей. До своего сына его родителям не то, чтобы совсем не было дела. Нет,
конечно же они его очень любили. Просто их никогда не было дома, и воспитанием
маленького Рокаса в основном занимались его дедушки и бабушки.
Ромуальдас и Эгле не смогли пройти десятилетний период своего супружества. Их
семейная жизнь разладилась. Оба они были востребованными актерами и порой не
виделись месяцами, живя каждый своей собственной жизнью. В 1980 году Ромуальдас
ушел из семьи с одним чемоданом, оставив Эгле квартиру и все, что они успели нажить
за это время. Со своим сыном Рокасом он виделся редко. Их общение возобновилось
лишь когда его сын вырос. А пока Рокас продолжал воспитываться с одной стороны в
актерской и творческой атмосфере, создаваемой бабушкой Геновайте и дедушкой
Антанасом, а с другой - в интеллигентной и изысканной среде бабушки и дедушки со
стороны отца. Эгле Габренайте, в те нечастые дни или даже часы, когда она была
свободна от непрекращающейся работы, пыталась восполнять все пробелы в ее
общении с сыном. Однако, сделать это было уже практически невозможно. Она никогда
не была той женщиной, чьим единственным призванием было материнство. Дети очень
утомляли и отвлекали от творчества. К тому же, Рокас скучал по отцу и искал общения
с ним, а она, его мать, как бы отходила для него на второй план, что вызывало
определенную ревность с ее стороны.
Профессия актрисы и мамы всегда были и остаются практически несовместимыми.
Однажды Эгле случайно подслушала разговор Рокаса с одним из его
приятелей-одноклассников на одном из школьных праздников ближе к окончанию
учебного заведения. Ее сын тогда сказал: "Боже, как я всегда хотел иметь маму,
которая всегда бы ждала его дома и пекла блины. А для моей матери это все чуждо,
ведь ее жизнь - это театр..." В этот момент Эгле Габренайте впервые осознала, как
много не получил от нее ее ребенок. С тех пор ее отношение к собственному сыну
резко изменилось. Поскольку лучшие материнские годы были уже упущены, все, что
смогла сделать Эгле для своего сына - это стать его подругой. Что было тоже очень
неплохо на самом деле, потому что в жизни будущего театрального режиссера Рокаса
Раманаускаса впоследствии не раз наступали такие моменты, когда он даже
благодарил мать за такие их отношения.
Не секрет, что в результате постоянного отсутствия родителей он рос достаточно
замкнутым и не особо общительным человеком, будучи абсолютным интровертом,
тяжело сходящимся с другими людьми. Поэтому иметь подругу в лице матери, которой
можно было доверять какие-то свои секреты, советоваться с ней и получать
поддержку, было достаточно ценно. Правда пришел он к таким взаимоотношениям со
своими родителями лишь когда уже вырос и решил связать свою жизнь с театром.
Поиск жизненного пути
Несмотря на увлечение театром с раннего возраста, Рокас не сразу принял такое
решение, поскольку от этого храма Мельпомены ему досталось не только творческое
наслаждение, но и одиночество. Поэтому вначале, после окончания средней школы, он
поступает на философский факультет старейшего и крупнейшего высшего учебного
заведения Литвы - Вильнюсского государственного университета. Однако уже во
время обучения в нем Рокас понял, что театра ему не забыть.
В 1993 году, после окончания университета, молодой философ поступает на факультет
театральной режиссуры Литовской академии музыки, театра и кино, бывшей
Государственной консерватории.
Творчество
Отучившись в академии, начинающий режиссер-интроверт, погруженный в свой
собственный мир и все еще ищущий себя человек, которому в ту пору конца 90-х
исполнилось двадцать семь лет, начал свой творческий путь с театральной
постановки "Скажите, что вы умираете" по мотивам произведений Джерома Сэлинджера.
Затем Рокас попробовал свои силы в спектакле "О небе", который он поставил для
участия в международном проекте «Обсерватория» 1997 года, после чего устроился в
Литовский Национальный драматический театр, в котором несколько лет работал со
своим отцом Ромуальдасом. Здесь под его управлением выходят такие спектакли как
"Михаил Угаров" и "Зима" по пьесе Е.Гришковца.
В 1999 году на суд зрителей выходит его театральная постановка "Ромас и Арунас",
посвященная его отцу Ромуальдасу и знаменитому литовскому актеру Арунасу
Сакалаускасу, которые и сыграли главные роли в этом спектакле.
В 2001 году режиссер участвовал в Международном театральном фестивале Teaterformen,
проводимом в Германском Брауншвейге. В это же время на сцене Литовского
Национального драматического театра вышел его спектакль "Последняя лента Крэппа"
по драме Самюэла Беккета.
В биографию Рокаса Раманаускаса Каунасский драмтеатр вошел в 2003 году с его
постановки «Донья Розита или Цветочный язык». В стенах этого театра в разное
время выходят такие режиссерские работы Раманаускаса как "Десять негритят" по
одноименному произведению Агаты Кристи, "Слезы Питера фон Канта" и множество
других. Также в 2005 году Рокас попробовал себя в качестве актера, снявшись в
короткометражной драматической ленте "Литовские красоты".
Личная жизнь Рокаса Раманаускаса
В 1998 году Рокаса настигла большая любовь. Он повторяет историю родителей,
влюбившись в коллегу по цеху. Его избранницей стала заслуженная артистка России
Татьяна Лютаева, прославившаяся после своей дебютной
роли в многосерийном телефильме «Гардемарины, вперед!» 1987 года. Татьяна была на 7
лет старше Рокаса и уже воспитывала дочь от первого брака, Агнию Дитковските,
ставшую впоследствии популярной киноактрисой. Отношения Агнии с Раманаускасом
наладились не сразу. Долгое время девочка даже не шла рядом с новым папой, когда
тот забирал ее из школы. Однако позднее взаимоотношения наладились.
1999 год принес молодой семье Рокаса Раманаускаса сына Доминика, в детстве очень
похожего на Маленького Принца из легендарной сказки Экзюпери. К сожалени после
рождения сына поначалу вполне счастливый брак Рокаса и Татьяны Лютаевой
продлился всего 5 лет. Молодая эффектная актриса имела много поклонников и была
очень востребована в кино. Здесь же, в Литве, выйдя замуж за режиссера, она, как ей
казалось, словно попала в клетку, считая, что муж сомневается в ее актерских
способностях. К тому же Рокас, очень плохо владеющий русским языком и крайне
тяжело переносивший смену любой обстановки, отказался переехать в Москву, куда
его звала супруга. Постепенно профессиональные противоречия переросли в личные,
и в 2004 году пара рассталась.
Еще много лет Рокас не мог избавиться от воспоминаний о некогда любимой жене.
Расстались они достаточно плохо, стали почти врагами. Лишь спустя 6 лет он смог
позволить себе в первый раз после развода встретиться с Татьяной и сыном
Домиником. У его прежней семьи все сложилось хорошо. Известность, слава, съемки и
востребованность. Он же продолжил свою тихую размеренную жизнь в родной Литве.
Ставит спектакли, практически все свое время проводя в театре. Он стал самым
настоящим подводным кораблем "Наутилусом", на борт которого разрешен доступ
только его девушке Софии и родителям. София Армоскаите - девушка Рокаса
Раманаускаса.
Постскриптум
Глядя на своего сына Доминика во время их нечастых и недолгих встреч, он
вспоминает себя в его возрасте. Его ребенок точно такой же интроверт, как и он,
наблюдает за всеми со стороны. Отец готов отдать ему все, что у него есть, но
Доминику это уже не нужно. Рокас понимает, что если для собственного сына другой
человек становится важнее тебя самого, значит ты однажды что-то сделал не так.