Дэннис О’Киф (англ. Dennis O’Keefe), имя при рождении Эдвард Вэнс Флэнаган (англ. Edward Vance
Flanagan) - американский актёр, наиболее известный ролями в фильмах 1940-50-х годов.
О’Киф начал кинокарьеру в качестве статиста, сыграв в 1930-38 годах почти 200
эпизодических ролей (практически всегда без упоминания в титрах), а с 1937 года стал
исполнять главные роли, преимущественно в фильмах категории В, сначала в
комедиях, а затем - в фильмах нуар.
Ранние годы жизни
Дэннис О’Киф родился 29 марта 1908 года в небольшом городке Форт Мэдисон в штате
Айова, в семье выступавших в США ирландских эстрадных артистов. Ещё маленьким
ребёнком О’Киф начал играть на сцене в комедийном номере своих родителей.
В 16 лет он начал писать киносценарии для комедийных короткометражек «Наша банда».
Некоторое время О’Киф учился в колледже, продолжая работать на эстраде, а в
начале 1930-х годов ушёл в кино.
Кинокарьера в 1930-е годы
В начале 1930-х годов под именем Бад Флэнаган начал сниматься в эпизодических ролях,
играя в 20-30 фильмах в год, как правило, без упоминания в титрах. Он, в частности,
появлялся в таких фильмах, как драма «Свидетельство о разводе» (1932) с Джоном
Бэрримором и Кэтрин Хепбёрн , прото-нуар «Я - беглый каторжник» (1932) с Полом Муни и
мелодрама «Имитация жизни» (1934) с Клодетт Колбер и такие ранние нуары, как «Лицо
со шрамом» (1932) и «Ярость» (1936).
В 1937 году он сыграл небольшую, но яркую роль в романтической комедии «Саратога»
(1937). Звезда фильма Кларк Гейбл обратил внимание на О`Кифа, порекомендовав
руководству студии «Метро-Голдвин-Майер» попробовать молодого актёра в более
значимых ролях, в итоге студия в 1937 году заключила с ним контракт.
После множества эпизодических ролей на протяжении 1930-х годов Бад Флэнаган,
наконец, сменил имя на Дэннис О’Киф, превратившись в мужественную звезду второго
эшелона. Первым фильмом, где О’Киф сыграл главную роль, стал вестерн «
Негодяй из Бримстоуна» (1938). За ним последовали романтическая комедия
«Придержи этот поцелуй» (1938), комедия «
Отдых от
любви» (1938), мелодрама «
Чеканщик» (1938), криминальный
экшн об автогонках «Сожги их, О’Коннор» (1939) и романтическая комедия «
Воскресни, любовь моя» (1940).
Кинокарьера в 1940-е годы
В 1940 году после истечения контракта с MGM О’Киф стал независимым артистом. Он
обратил на себя внимание исполнением роли второго плана в детективной
фэнтези-комедии «
Топпер возвращается» (1941) с участием Роланда Янга и Джоан Блонделл ,
после чего сыграл главные роли в криминальной комедии «Мистер окружной прокурор»
(1941), комедии «Уикенд на троих» (1941), криминальной комедии «Скандалы Джимми
Валентайна» (1942), музыкальных комедиях «
Привет, Диддл, Диддл» (1943) и «Любимая с Таити» (1943).
К числу наиболее заметных работ О’Кифа в этот период относится главная роль
мелкого импресарио, вылавливающего серийного убийцу, в психологическом
хоррор-триллере продюсера Вэла Льютона «
Человек-леопард» (1943). Он также сыграл памятную роль раненого моряка в
биографической драме «
История доктора Уоссела» (1944) с Гэри Купером в главной роли. В этот
же период О`Киф сыграл значимую роль второго плана в комедии «
Интриги Сьюзен» (1945) с Джоан Фонтейн и Джорджем Брентом в главных
ролях, а также в музыкальной комедии «
Куколка» (1945).
В середине 1940-х годов О’Киф начал активно сотрудничать с независимым продюсером
Эдвардом Смоллом, вместе с которым сделал некоторые из своих лучших фильмов.
Первоначально О’Киф исполнял главные роли в комедиях Смолла, таких как «Наверху
в комнате Мейбел» (1944), «
Миллионы Брюстера» (1945) и «Достать подтяжки Герти» (1945). В «Миллионах
Брюстера», О’Киф, по словам кинокритика Лоренса Роу, сыграл одну из своих лучших
ролей.
После многочисленных комедий и лёгких экшн-фильмов, со временем О’Киф стал
специализироваться на ролях крутых парней. Продюсер
Эдвард Смолл пригласил
О’Кифа на главные роли в трёх фильмах нуар подряд - «Агенты казначейства» (1947),
«Грязная сделка» (1948) и «Пройти кривую милю» (1948). По мнению критика Хогана, «в
фильмах „Агенты казначейства“ и „Грязная сделка“ О’Киф продемонстрировал не
только свои способности, но и острую, захватывающую игру, внеся немалый вклад в то,
чтобы оба этих фильма стали классикой».
Однако, как замечает Спайсер, эти роли не сделали его звездой,
и О’Киф «провёл остаток своей карьеры, играя в фильмах категории В», таких как
«Прикрытие» (1949), где он был не только исполнителем главной роли страхового
следователя, но и соавтором сценария. О’Киф также сыграл главные роли в таких
добротных фильмах нуар, как «Обесчещенная женщина» (1947) с Хеди Ламарр и
«Брошенная» (1949). Лучшим среди его нуаров этого периода стала «Женщина в бегах»
(1950) с Энн Шеридан .
Кинокарьера в 1950-60-е годы[/b]
В начале
1950-х годов О’Киф продолжал много сниматься. В частности, вместе с Джоном Пейном и
Рондой Флеминг он сыграл в вестерне «Орёл и ястреб» (1950), с Лизабет Скотт и
Джейн Грир - в социальной мелодраме «Её компания» (1951), с Гленном Фордом и Энн
Бакстер - в биопике об известном гольфисте «Вслед за солнцем» (1951). Он также сыграл
в мюзикле «Всё моё - твоё» (1952) и комедии «
Леди
хочет норку» (1953) вместе с Рут Хасси и Ив Арден .
В середине 1950-х годов О’Киф исполнил главные роли в четырёх криминальных драмах -
«
Подделка» (1953), «Вымогательство в Лас-Вегасе» (1955), «Внутри Детройта» (1955)
и «
Чикагский синдикат» (1955), а также в вестерне «Резня в Драгон Уэллс»
(1957).
В 1954 году О’Киф поставил как режиссёр, сыграв в них и главные роли, две
криминальные драмы в Европе: «Бриллиант» - в Великобритании и «Анджела» - в Италии.
В 1960-е годы он снялся только в двух
фильмах - военно-морской музыкальной комедии «Все наверх» (1961) и драме «Голое
пламя» (1964) о секте духоборов на севере Канады.
Работа на радио и телевидении[/b]
С 1944 года О’Киф играл на радио,
в частности, в радиосериале 1945 года «Время голливудского детектива», он сыграл
главную роль кинорежиссёра, ставшего сыщиком. В 1950-е годы, как и другие актёры его
поколения, О’Киф много работал на телевидении. Начиная, с 1951 года, он сыграл более
чем в трёх десятках эпизодов различных телесериалов. В конце десятилетия в
собственном недолговечном телевизионном ситкоме «Шоу Дэнниса О’Кифа» (1959-1960, 32
эпизода) О’Киф играл роль вдовца, работающего репортёром в Лос-Анджелесе.
Актёрское амплуа и оценка творчества
В период расцвета карьеры в 1940-50-е годы О’Киф, по данным сайта AllMovie, был «стройным,
дерзким, обаятельным, высоким и крепким исполнителем главных ролей». При этом, как
отметил Хоган, О’Киф никогда не возглавлял актёрский состав «больших» фильмов,
зато на протяжении почти 30 лет был надёжным актёром в триллерах, мюзиклах, драмах
и комедиях категории В. Спайсер охарактеризовал О’Кифа как «высокого и прекрасно
сложенного актёра с грубоватым, хриплым голосом, который играл как героев экшна,
так и крутых парней».
Личная жизнь[/b]
О’Киф был женат дважды: первый раз - на актрисе Луиз Стэнли, и второй раз - с 1940 по
1968 год - на актрисе
Штеффи
Дуна. Во втором браке у него родился сын Джеймс О’Киф, ставший популярным
режиссёром и продюсером на телевидении.
Смерть[/b]
Дэннис О’Киф скоропостижно скончался в возрасте 60 лет от рака лёгких 31 августа 1968
года в больнице Санта-Моники.