Ранбир Радж Капур, индийский режиссер, продюсер, актер. Сын известного актера
Притхвираджа Капура . Его младшие братья - Шамми и Шаши тоже были связанны с
киноиндустрией.
Человек, который всегда плохо учился. Человек, которому часто попадало когда он
был ассистентом стал законодателем мод в кинематографе, величайшим шоумэном
Индийского кино. Радж Капур - сегодня известный всему миру, возможно сделал для
индийского кино больше, чем кто-либо другой.
Свою первую роль в кино Радж сыграл уже в возрасте одиннадцати лет, начав работать
вместе с отцом, Притхвираджем Капуром в его театральной труппе - и побывал
актером, ассистентом режиссера, помощником продюссера в театре Притви. Позже он
работал в кино мальчиком с хлопушкой, и его вскоре повысили до ассистента в Бомбей
Токис.
Потребовалось два года работы и огромное вдохновение, чтобы основать собственную
компанию - "Радж Капур филмс" (1948). Первый фильм который он снял - "Aag" создал
сенсацию. В дальнейшем благодаря успешности выпускаемых картин, компания
превратилась в одну из ведущих в стране.
В большинстве своих фильмов Капур был не только режиссером, но и исполнителем
главной роли. В ранних лучших работах "Бродяга" (Awara, 1951), "Господин 420" (Mister 420, 1955)
создал запоминающийся образ маленького человека, бесконечно доброго и
обаятельного, который ни при каких обстоятельствах не терял оптимизма и веры в
будущее. Ленты с участием "индийского Чаплина", как называли критики Капура, с
триумфом прошли по экранам всего мира, завоевав сердца аудитории. Умение Капура
сочетать развлекательность и критическое отношение к социальной
несправедливости принесло ему репутацию борца за человеческое равноправие, хотя
это и не вполне соответствовало действительности. Фильмы этого режиссера по
своей направленности прежде всего были зрелищными коммерческими лентами, и все
происходящее в них весьма мало напоминало реальность. Музыкальные картины,
мелодрамы, приключенческие фильмы - таков его диапазон. Но никто не мог отрицать и
то, что все его работы гуманистичны и добры. В финале порок неизменно был наказан,
добро торжествовало победу, а все герои получали по заслугам.
Радж Капур был рожден со страстью к созданию фильмов и он создавал их с этой самой
страстью, которую надо было видеть, что бы поверить в нее. Он также имел чудесное
чутье на перемены, и менял темы фильмов с течением времени. Он любил музыку и
большинство мелодий в его фильмах были подсказаны им самим. Он был мастером
техники исполнения и умел обращаться с женщинами. Он мог делать с ними чудеса.
Начиная с Наргис и Виджаянтималы и заканчивая Падмини Колхапуре и Мандакини, он
смог показать их всех по разному, в особом свете.
Радж был первый, кто показал поцелуй в кино после независимости в "Aag" хотя снят он
был с большого расстояния. Он был первый кто снял большой кусок сна в "Barsaat" и
первый, кто снял целый фильм в одной студии - "Jagte Raho" - который завоевал Большой
Приз на фестивале в Карловых Варах. Он был замечательным актером, единственным в
своем роде.
Будучи талантливым человеком и удачливым бизнесменом, Капур безошибочно находил
важные для индийского общества темы, такие, как, например, детская преступность
("Чистильщик обуви", 1954), судьба беженцев из Пакистана ("Сангам", 1964), кастовое
неравенство в фильме "Бобби", (Bobby, 1973) и умело использовал их в качестве канвы для
создания ярких, бесспорно профессиональных, но развлекательных фильмов. Его
смерть была воспринята в стране как национальная трагедия - умер "король
индийского экрана".
Его жена - Кришна Радж Капур подарила ему трех сыновей Рандхира, Риши и Раджива, и
двух дочерей Риту и Риму.
Радж Капур дожил до времен, когда три его сына стали на ноги профессионально -
Рандхир Капур как режиссер,
Риши Капур
как актер, и
Раджив
Капур как режиссер и актер. Он умер вскоре после получения величайшей
награды - Приз Дадасааб Фалке, что было наименьшее, что страна могла вернуть
человеку, который сделал столько для страны, редкому кинематографисту с душой.