Престон Стёрджес (англ. Preston Sturges) - американский кинорежиссёр, сценарист,
драматург.
Родился в семье коммивояжёра Эдмунда Байдена и Мэри Эстель Демпси (позже
известной как Мэри Дести или Мэри Д'Эсте). В 1901 году Мэри развелась с Байденом
(своим вторым мужем) и вместе с маленьким сыном приехала в Париж учиться вокалу.
Там она познакомилась с Айседорой Дункан, и они стали неразлучными подругами.
Впоследствии, в 1929 году, Мэри написала книгу воспоминаний «Нерассказанная
история: жизнь Айседоры Дункан, 1921-1927». По иронии судьбы, шарф, из-за которого
погибла Айседора Дункан, был подарком Мэри Дести.
Вернувшись в США, в 1902 году она вышла замуж в третий раз за богатого брокера
Соломона Стёрджеса, который усыновил Престона. Поскольку Стёрджес провел большую
часть своего детства и юности во Франции, он в конечном итоге свободно говорил
по-французски, был франкофилом и всегда считал Францию своим «вторым домом».
В 1916 году он работал в качестве курьера у нью-йоркских биржевых брокеров,
должность, которую он получил через Соломона Стёрджеса. На следующий год он
завербовался в ВВС США. Его служба проходила на базе Дик в Техасе и он закончил её
в звании лейтенанта, так и не поучавствов в боевых действиях. Находясь на службе,
Стерджес написал эссе «Триста слов юмора», которое было напечатано в местной
газете, став его первой опубликованной работой.
Демобилизовавшись, Стёрджес устроился управляющим в Нью-Йоркский торговый центр
«Desti Emporium», принадлежавший четвертому мужу его матери. Он провел там восемь лет
(1919-1927), пока не женился на первой из своих четырех жен, Эстелле де Вулф.
В 1928 году в Массачусетсе была поставлена пьеса Стёрджеса «Свинья-копилка». Пьеса
имела успех, и в следующем году Стёрджес перенес ее на Бродвей, что стало
поворотным моментом в его карьере.
В начале 1930-х Стёрджес начал работать сценаристом по найму в Голливуде. Хорошо
зарабатывая, он, тем не менее, был недоволен фильмами по своим сценариям, особенно
тем, как режиссёры обращались с его диалогами. В 1939 году Стёрджесу наконец
представилась счастливая возможность: он предложил студии Paramount свой сценарий «
Великий МакГинти» за 1 доллар (позже руководство подняло цену до 10
долларов) при условии, что сам выступит режиссёром фильма. За сценарий Стёрджес
удостоился премии «Оскар» в год учреждения номинации «Лучший оригинальный
сценарий» (1940). На волне успеха «МакГинти» с подобным проектами выступили Билли
Уайлдер и Джон Хьюстон.
Самым плодотворным для Стёрджеса был период 1939-1943 гг., когда появились его лучшие
фильмы: «
Рождество
в июле», «
Леди Ева», «
Странствия Салливана», «
Приключения в Палм-Бич » и др. Независимость Стёрджеса неизбежно
приводила к конфликтам со студийными боссами. К примеру, Стёрджес предпочитал
работать с одними и теми же характерными актёрами, в то время как руководство
студии считало, что публике надоедают одни и те же лица на экране.
По окончании контракта с Paramount в 1944 г. Стёрджес становится независимым
кинематографистом, учредив на пару с Говардом Хьюзом компанию California Pictures. Первый
же проект компании, «Грех Гарольда Диддлбока» (1947), в который Стёрджес пригласил
ушедшего на покой Гарольда Ллойда, провалился в прокате. Хьюз, обещавший не
вмешиваться в съёмки, изъял фильм из проката для перемонтажа, занявшего 4 года.
Новая версия вышла в 1950 году под названием «Сумасшедшая среда», однако успеха
также не имела. На съёмках следующего проекта, «
Вендетта», союз
Стёрджеса-Хьюза распался. После этого Стёрджес поставил два фильма на 20th Century Fox,
также безуспешных и оказавшихся его последними голливудскими проектами.
К середине 1950-х у Стёрджеса начались серьёзные проблемы с алкоголем. Он
предпочитал проводить время в Европе, где поставил свой последний фильм,
«Французы - забавная раса», не имевший успеха.
Личная жизнь
Стёрджес был женат четыре раза. В 1923 году он женился на Эстель де Вульф Мадж. Пара
рассталась в 1927 году, а в 1928-м официально развелась.
Вторая жена - Элеонора Клоуз Хаттон, на которой Престон женился 12 апреля 1930 года,
сбежала от него. 3 ноября 1932 году года их брак был аннулирован.
Луиза Сарджент Тевис была женой Стёрджеса с ноября 1938 года по ноябрь 1947 года. В
этом браке родился сын - Соломон Стёрз, ставший впоследствии актёром.
Четвёртая жена - Энн Маргарет «Сэнди» Нэгл (адвокат и бывшая актриса). Их союз
начался в августе 1951 года и завершился в 1959 году со смертью Стёрджеса. У пары
родилось двое сыновей: в 1951 году - Престон Стёрджес младший (сценарист) и в 1956-м -
Томас Престон Стёрджес (композитор).
Смерть
Стёрджес умер от сердечного приступа в Нью-Йорке в отеле «Алгонкин» когда работал
над своей автобиографией, которую намеревался назвать «События,
предшествовавшие моей смерти». Похоронен на кладбище Фернклифф в Хартсдейле,
штат Нью-Йорк.
В 1975 году Стёрджес стал первым сценаристом, которому посмертно была присуждена
«Лавровая премия» Гильдии сценаристов США.
У Престона Стёрджеса есть именная звезда на Голливудской Аллее Славы.
- частичный перевод биографии Alledis