Ольга Владимировна Гзовская - русская и советская актриса театра и кино,
сценарист, режиссер, педагог.
Родилась 10 (22) октября 1883 года в семье чиновника московской таможни польского
происхождения.
В 1905 году окончила театральное училище при Малом театре (педагог - А. П. Ленский) и 1
сентября 1905 года поступила в Малый театр (первая роль Ариэль в «Буре» У. Шекспира,
октябрь 1905). Служила в театре с 1905 по 1910 годы. Играя в Малом театре, Гзовская брала
уроки у Станиславского. В июле 1908 года вышла замуж за Владимира Нелидова,
управляющего труппой Малого театра. В 1908-1909 гастролировала по городам России.
В 1910 году перешла в Московский Художественный театр, в 1917 году вернулась в Малый
(1917-1919). С осени 1919 года преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии
Большого театра, концертировала. Летом 1920 года выступала на фронте с концертной
программой.
В ноябре 1920 года со своим вторым мужем - актёром Владимиром Гайдаровым и ещё с
несколькими артистами МХТ уехала за границу. Это произошло довольно неожиданно,
никто из актёров не готовился к отъезду. Они гастролировали по Украине, но
Гражданская война в 1919 году отрезала их от Москвы. Люди стали пытаться как-то
выжить, постепенно к ним присоединялись другие московские артисты, оказавшиеся
также отрезанными в других частях страны, в том числе несколько актёров труппы
Синельникова.
В итоге возникла довольно многочисленная группа известных театральных деятелей,
куда входили, помимо Гзовской и Гайдарова, Алла Тарасова, Василий Качалов, его
супруга Нина Литовцева, Ольга Книппер-Чехова, Мария Наблоцкая, её муж актёр Борис
Путята, Николай Массалитинов, Юрий Ракитин, Владимир Жедринский, Мария
Крыжановская, Мария Германова, Екатерина Рощина-Инсарова, Пётр Шаров и многие др.
Решили держаться вместе. Гастролировали по Югу России, затем в Болгарии,
Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции. Это продолжалось до 1921 года,
когда «списавшись со МХТом, который к тому времени уже стал играть, им стало
понятно, что многие из присутствующих тогда в Берлине нужны во МХТе, и советское
правительство очень хотело бы их заполучить обратно». Многие из участников
труппы были приглашены советским правительством персонально, «другие или не
получили приглашения, или после длительной переписки поняли, что их не ждут, что
их репертуар нежелателен или не востребован».
Ольга Гзовская и
Владимир Гайдаров приглашения от советских властей не получили и
вынуждены были пробираться домой самостоятельно. Путь этот оказался долог.
Гзовская работала в Эстонии, Латвии и Литве, Чехословакии, Югославии, Польше,
Германии, где совместно с мужем организовала киностудию. Но не будучи
профессиональными предпринимателями, не сумели содержать её. В берлинском
Городском оперном театре в 1926 году Гзовская поставила «Пиковую даму» П. И.
Чайковского.
По возвращении 1932 году в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре
1934 переехала в Ленинград, где продолжила концертную деятельность и постановила
несколько литературных композиций.
В 1939 была пришла в ленинградский Театр им. Ленинского комсомола. Но в связи с
началом войны эвакуировалась в Новосибирск, где продолжала театральную работу,
поставив спектакли «Самодуры» К. Гольдони и «Домик в Черкизове» А. Н. Арбузова.
В марте 1943 поступила в Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина,
где работала до 1956. Кроме того, руководила кружками художественной
самодеятельности Дома учёных, Клуба моряков и др.
В конце жизни еерешла на педагогическую работу.
Умерла 2 июля 1962 года в Ленинграде. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.