Агапова Нина Федоровна родилась 30 мая 1926 года в Москве.
Окончила ВГИК (1951, мастерская С. Юткевича и М. Ромма).
В 1951-1990 - актриса театра-студии киноактера,
с 1994 - Московской драматической труппы «Блуждающие звезды».
Заслуженная артистка РСФСР (1987).
Детство
Её родители были родом из одной деревни, из-под Коломны, они рано приехали в Москву
на заработки. Мать устроилась в 14 лет на ткацкую фабрику, отец торговал в частном
магазине. Отец умер в августе 45-го от туберкулеза.
Нина была артистичной и обладала прекрасным голосом. В 15 лет, в самый разгар войны,
она поступила в русский народный хор имени Яркова и исколесила с ним всю страну.
Выступала на Дальнем Востоке, в Азии, в Крыму и даже на Карельском фронте, где
артистов возили на передовую на телегах, чтобы не создавать шума. В хоре Нина
Агапова "дослужилась" до солистки, и ей доверили главную роль Невесты в
театрализованном представлении "Русская свадьба". Но роль ей не нравилась, потому
что приходилось выдавать громкий плач, а плакать Нина не любила. Её влекла стихия
юмора, озорства, хотелось смешить и дурачиться. Тогда она ещё не понимала своей
природы, не осознавала своего артистизма и искренне удивлялась, когда директора
тех клубов, в которых выступал хор, подходили к ней после концертов и говорили:
"Девушка, Вам надо учиться".
Юность
В послевоенные годы молодёжь закружил вихрь кинематографа. Многие бегали на
"Мосфильм" сниматься в массовках. Нину тоже увлекла работа в кино, но серьёзно своё
увлечение она не воспринимала. Пока однажды на съёмках фильма "Человек №217"
ассистент режиссёра Викторов не посоветовал девушке задуматься об актёрском
будущем. Она решила поступать во ВГИК.
С работы её отпускать не хотели, но Нину было не остановить. Она подала документы и
стала готовиться к экзаменам. Агапову привели к знаменитому режиссёру немого
кино Юрию Таричу. Тот прослушал её и остался доволен: "Думал, приведут опять
какую-нибудь фуфу... Все же бредят актёрской профессией". Тарич отметил, что у
девушки органическое сочетание таланта комедийного с драматическим, и стал
готовить с ней отрывки из "Женитьбы" (в образе Агафьи Тихоновны) и "Молодой гвардии"
- Любку Шевцову.
Курс был уникальным, актёрско-режиссёрским. Юткевич основной упор делал, конечно,
на режиссуру, азы которой постигали Басов, Чухрай, Чхеидзе, Абуладзе, Мельников.
Актёров почти не замечали, говорили: "Зачем ломать природу? Какие вы есть, такими и
оставайтесь!" Тем не менее, несмотря на природу, студентов начали потихоньку
отсеивать. Каждый год. Выгнали даже Тенгиза Абуладзе.
На третьем курсе очередь дошла до Агаповой - педагог Иосиф Рапопорт попросту
отказался с ней заниматься. Нина огорчилась и окончательно замкнулась. За
студентку вступились ассистенты и преподаватель пантомимы Александр Румнев. Они
сами стали заниматься с ней и помогли благополучно доучиться до конца, хотя
психологически девушке было очень тяжело. Она чувствовала, что вокруг неё что-то
происходит, кому-то она не по душе. Педагог по движению ставил ей на зачёте
четвёрку и шептал: "Извините, больше не могу..." Кто плёл интриги, кому это было надо
- она не стала выяснять, а теперь это и не важно.
В дипломном спектакле "Человек с ружьем" (1951) Агапова играла Надежду, жену Шадрина.
Её ни разу не поправили, а Рапопорт подошёл и извинился за прошлое. Нина, конечно,
простила все обиды, но порог ВГИКа с тех пор не переступила ни разу. Камень на
сердце, всё же, остался.
Театр-студия киноактера
Сегодня Нина Фёдоровна считает, что зря пошла в кинематографический вуз. Надо
было поступать в Вахтанговскую школу - это её стихия, её природа. Она и в кино-то
ничего особенного не сделала, несмотря на добрую сотню ролей. Истинное
наслаждение принесла работа только в Театре-студии киноактёра, куда Агапову
приняли по окончании ВГИКа.
Театр киноактёра был переполнен, несмотря на то, что на его сцене работали единицы
- остальные либо снимались, либо просто не хотели играть в спектаклях. Но так как
выпускников ВГИКа театр был обязан принять, дирекция вынесла своеобразное
решение: брать только тех, у кого в дипломе пятёрка по мастерству, взамен -
увольнять столько же актёров из штата. В тот год отличников было пятеро, в том
числе и Нина Агапова. Их приняли.
Новички, по традиции, долгое время ничего не делали, нигде не играли и не
снимались. Затем - и того хуже - театр закрыли. Как говорилось в приказе, "в целях
улучшения работы актёров кино". Кто-то уехал в Германию, в военный театр, остальные
сидели без работы в Москве. И это - в самом расцвете сил, молодости и энергии!
Многие тогда сдали профессионально.
Через пару лет Театр киноактёра открылся вновь. Агапова стала выступать в
капустниках, которые продолжали традиции знаменитой "Синей птички" Драгунского.
Там-то на неё и обратили внимание и даже, как это не смешно, повысили категорию.
Эраст Гарин пригласил молодую актрису на роль Хозяйки в спектакль "Обыкновенное
чудо". Задача была не из лёгких - роль главная, да ещё и лирическая, опыта мало, но
всё же начало было положено. А когда в Театре киноактёра появился знаменитый на
всю Москву администратор Игорь Нежный, Агапову ввели в водевиль "Беда от нежного
сердца". Тут актриса окунулась в свою стихию и, наконец, смогла заявить о себе в
полную силу. Последовали премьера за премьерой: "Восемь женщин", "Да здравствуют
дамы!", "Бабий бунт", "День отъезда, день приезда", "Комедия ошибок", "Ах, сердце!", где
Агапова сыграла сразу четыре роли.
Но самой значительной работой Нины Фёдоровны в театре стала главная роль в первом
мюзикле, поставленном на московской сцене. Это был 1965 год. Мюзикл "Целуй меня, Кэт"
композитора Кола Портера с успехом шёл на Бродвее, и вот на его постановку решился
режиссёр Давид Ливнев. Само собой, столь откровенное название было неприемлемо
для столичного театра, поэтому целомудренное руководство переименовало пьесу в
нейтральное "Опять премьера". В спектакле были довольно сложные вокальные партии,
но драматические актёры показывали настоящие чудеса, а Нина Агапова была просто
великолепна. Критика буквально захлебнулась от восторга, а Людмила Гурченко в
одном из интервью восторженно отзывались о совместной работе "с такими
непревзойдёнными мастерами сцены, как Сергей Мартинсон и Нина Агапова".
Кино
Кино не использовало и десятую часть её дарования. Опять же, виновного здесь не
найдёшь, да и разве это важно.
С одной стороны - режиссёров смущала внешность актрисы. Нина Агапова - красивая
женщина, где-то даже с западными чертами лица. Такой не доверишь сыграть
крестьянку, рабочую, да и просто советскую девушку. Вот и возникли ряды
вышколенных секретарш, баронесс, аристократок, американок-англичанок-немок,
строгих врачей и истеричных администраторш. В советском кинематографе такие
героини не могли быть в центре внимания, поэтому Нина Агапова, в основном,
присутствовала на втором плане.
С другой стороны всплывало несоответствие её яркого комедийного дарования с той
же внешностью. Хрупкая и стройная, она не могла соревноваться с теми же
толстушками, если речь заходила о характерной роли.
Эльдар Рязанов долго не мог сделать выбор между Ниной Агаповой и Людмилой
Ивановой на роль Шурочки в "Служебном романе". Пробы были одинаково хороши, но в
итоге он склонился к последней. Согласитесь, зная творчество Агаповой, трудно
себе представить её в образе полной идиотки. А оказывается, это её конёк. Она очень
любит играть дурочек и успешно это демонстрирует сегодня на сцене, работая в
труппе "Блуждающие звёзды". Но и здесь актрисе приходится подкладывать толщинки,
увеличивать объём груди и талии "для пущей убедительности".
Впервые Нина Агапова снялась в большой роли в 1953 году. Это был фильм Андрея
Фролова "Доброе утро". Картина стала лидером кинопроката и вскоре была
благополучно забыта всеми. Но тогда, в период малокартинья, приглашение на съёмки
становилось событием для каждого артиста. Нина оставила маленького сынишку на
бабушку и отправилась в экспедицию.
Следующую приличную роль пришлось ждать почти десять лет. Ею стала хамоватая
Зинаида в комедии Рязанова "Дайте жалобную книгу". Героиня Агаповой появлялась за
стойкой буфета грязного, замызганного ресторана "Одуванчик" и являла собой
воплощение мощи советского общепита, всей этой братии, имя которой - сфера
торгового обслуживания. А потом опять пошла "мелочь".
В общем, творческая судьба киноактрисы Нины Агаповой оказалась связана с
эпизодом. Можно долго рассуждать на тему, что "сыграть эпизод намного труднее, чем
главную роль" - это и так ясно всем, кто мало-мальски знаком с актёрским делом.
Лучше лишний раз посмотреть, как работает Нина Фёдоровна в эти считанные минуты, а
порой секунды, на экране. Как органичны, убедительны и темпераментны её героини:
фрау Ауфбаум ("Щит и меч"), американка с попугаем ("Корона Российской империи"),
смотрительница музея ("Старики-разбойники"), солистка театра "Колумб" ("12 стульев"),
тётушка Сима ("Нейлон 100%"), миссис Гриффит ("Тайна Чёрных дроздов"), хозяйка
гостиницы мисс Холл ("Человек-невидимка"), Анна Александровна ("Любить по-русски"). И
когда у Агаповой появляется возможность сыграть одну из главных ролей, она
вкладывает в неё всё мастерство по-настоящему мудрой, синтетической актрисы.
Достаточно назвать такие разные образы, как тренер в "Чуде с косичками", колдунья
Мясекай в сказке "Всадник на золотом коне" и Нина Ивановна в ленте "Ты иногда
вспоминай".
Снимается Нина Фёдоровна и сегодня. Постперестроечный кинематограф не забыл одну
из лучших своих актрис, не выкинул её за борт. Причём, на счету Агаповой роли как в
так называемом народном кино ("Любить по-русски"), так и в коммерческом ("Всё то, о
чём мы так долго мечтали") и даже в сериалах (в "Самозванцах" актриса сыграла
уморительно смешную роль врача, помешанного на "мыльных операх").
Семейная жизнь
Мужем Нины Агаповой был замечательный оператор
Сергей Полуянов. Он увидел Нину на вступительных экзаменах в
институте кинематографии и сразу влюбился. Их познакомили, и Полуянов больше не
мог думать ни о ком, кроме неё. Когда Сергея спрашивали: "Тебе кто из них нравится?"
и указывали на галерею портретов кинозвёзд, он, шутя, отвечал: "Её здесь нет".
Сергей Полуянов снял такие блистательные картины, как "Борец и клоун", "Чистое
небо", "Жили-были старик со старухой", "Золотой телёнок", "Иван Васильевич меняет
профессию", "Не может быть!", "Спортлото-82". Лишь однажды ему удалось поработать со
своей женой - в "Двенадцати стульях". На сцене театра "Колумб" героиня Нины Агаповой
пела "Шумел камыш, деревья гнулись" на французском языке. Кстати, для этого эпизода
актриса брала уроки французского у внучки Станиславского - в кинематографе тех
лет всё должно было выглядеть на высшем уровне!
Сергей Сергеевич умер в 1983 году, не дожив до шестидесяти лет. В середине 90-х ушёл из
жизни сын Нины Фёдоровны, Саша. Он, как и отец, закончил операторский факультет, но
по своей энергии, неугомонности, остроте восприятия жизни, не мог подолгу
заниматься одним делом. Сменив массу занятий, Александр увлёкся бизнесом. Но в
конце концов не выдержал того ритма, который взял...
Заключение
К тому времени Нина Фёдоровна уже оставила Театр киноактёра. Её последними ролями
на этой сцене стали искрящаяся Юлия-Джули в "Тени" и эксцентричная переводчица в
"Ссуде на брак". Перед уходом получила звание заслуженной артистки РСФСР, на
которое театр подавал неоднократно. Но и на этот раз не обошлось без сюрприза -
всем на удивление из Верховного Совета пришло распоряжение, в котором требовали
собрать все рецензии на сценические работы Агаповой. Нина Фёдоровна порылась в
старых папках, коробках, извлекла из домашнего архива газетные и журнальные
вырезки и всё отдала. Назад, разумеется, ничего не вернулось, но звание, всё же,
дали. Несмотря на то, что и в этом вопросе кто-то старался помешать.
Оставив театр, Нина Фёдоровна почувствовала облегчение, настоящую радость.
Теперь она свободна! Природа, книги, друзья... Но тут случилась трагедия с сыном, и
все земные прелести ушли в тень. Необходимо было отвлечься от горьких мыслей,
немедленно переключиться на что-то другое. И тут в жизнь актрисы ворвался
энергичный мейерхольдовец Даниил Сагал.
Кумир молодёжи 30-х годов, ученик Всеволода Мейерхольда, бывший премьер театра
Советской армии, Даниил Львович Сагал к тому времени мог бы стать героем передачи
"Забытые имена". Он давно не снимался в кино, его не помнили ни зрители, ни
журналисты, ни даже многие коллеги. Но сам актёр так не считал. А главное, он
совершенно не мог сидеть без дела. В свои 84 года Сагал мечтал создать театр старых
мастеров и играть пьесы, наподобие "Соло для часов с боем". Но сначала Даниил
Львович решил рискнуть, что называется, малыми силами - выйти на публику со
спектаклем на двоих. Он взял старую, неоднократно инсценированную, пьесу Коубэрна
"Игра в джин" и стал искать партнёршу. Пересмотрел массу актрис и почти
разочаровался. И вдруг вышел на Нину Агапову. Они начали репетировать. Спектакль
собрал довольно тёплую прессу и просуществовал два года.
Вскоре Нина Агапова вошла в труппу под звучным названием "Блуждающие звёзды",
которым руководит молодой актёр и режиссёр Павел Тихомиров. Труппа,
действительно, блуждает - спектакли играют в различных Домах творчества. Нина
Фёдоровна занята в четырёх спектаклях. Играет Островского, Есенина, в детской
сказке и эксцентрической феерии по произведениям писателей-юмористов. Здесь она
снова поёт и с удовольствием вспоминает, как Борис Андреев в день, когда Агапову
принимали в Театр-студию киноактёра, громогласно заявил: "Поздравляю коллектив с
замечательным вокальным приобретением!", а потом неоднократно басил ей в ухо:
"Агапова, тебе надо в оперетту!"
Нина Фёдоровна не ушла в оперетту, о чём, конечно же, не раз жалела. Она осталась
драматической актрисой. Она - человек одной привязанности. Однолюб. Может, это и не
очень хорошо, может, однажды надо всё круто изменить в своей жизни. Но Агапова не
такая. Она ранимый, нерешительный, вечно сомневающийся в себе художник, но
художник крепкий, высокопрофессиональный. Поэтому отдыхать ей не дадут никогда.
Скончалась 19 ноября 2021 года.