Стоцкий Николай Викторович родился 10 января 1964 года в Новосибирске.
В 1985 году окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс Т.К.Коптевой).
С 1985 по 1992 г.г. - актер Московского театра им. К.С.Станиславского.
В кино - с 1984 года. Амплуа Николая Стоцкого можно обозначить как «boy next door» -
соседский мальчик, при первом же взгляде на которого кажется, что долгие годы ты
встречал его каждый день, бросал небрежное "привет" и забывал о его существовании
до следующей случайной встречи. В фильме «
Валентин и Валентина» романтический герой Николай Стоцкий с его
неромантической и негероической внешностью разбавлял своей обыкновенностью и
естественностью вязкий кич мелодрамы о социальном неравенстве и нечутких
родственниках, разрушивших большое и хрупкое чувство.
Ладно сложенный курносый паренек с соломенными волосами нес в себе ярко
выраженное национальное начало: открытая улыбка, бесхитростность и душевность
Иванушки-дурачка. И потому Николай Стоцкий не могли обойти вниманием сказочники.
Надежда Кошеверова сделала из него влюбленного маляра Макара («
Сказка про влюбленного маляра»), а Сергей Овчаров
- Левшу. Этот народный умелец лишь с виду представлял собой усложненную
модификацию тех же иванушек и макаров, но, в сущности, был совсем иным, не
по-сказочному печальным персонажем, в ком главное - не удаль и молодечество, а
разъедающий изнутри талант.
Русский народный шлейф актера не помешал Алексею Балабанову восемь лет спустя
пригласить Николая Стоцкого на роль Землемера в «Замке» - лишь отчасти
кафкианском, но все же отчетливо европейском. Неопределенность внешнего облика
героя и определенность его характера и намерений - это сочетание работало на
замысел фильма об относительности и неуловимости наименований, ярлыков, оболочек
в противовес абсолюту самости, неразменной и неизбежной. Актер, выбранный
Балабановым на главную роль, оказался наиболее уязвимым для критики фрагментом
архитектуры Замка.
Надо полагать, на месте Николай Стоцкий большинству виделся рафинированный
интеллектуал, неврастеник с тонкими чертами. Но Балабанову, видимо, не нужен был
герой, обладающий оригинальным и неповторимым обликом, когда глаз не оторвать.
Режиссерская мысль о том, что индивидуальностью наделен любой, как раз и
требовала этого «любого» - обычного, заурядного, «первого встречного», «человека
без свойств».
Без видимых усилий вписавшись в пространство экранизации модернистского романа,
Николай Стоцкий так же легко обжился и в «Том, кто нежнее» - авантюрной истории с
привкусом восточной легенды. Возмужавший и чуть потяжелевший после тридцати, он
остается героем не интуитивно-харизматическим, а сознательно-деятельным, гибким
и одинаково способным освоиться в любой реальности.
На сегодняшний день Николай Стоцкий, является ведущим телеигры для
старшеклассников «Перепутовы острова», на канале «Культура».