Ледовская Наталья Викторовна - советская и российский артистка балета,
прима-балерина, педагог-репетитор. Народная артистка России.
Родилась 11 сентября 1968 года в Орджоникидзе.
Ранние годы
Хоть и родилась на юге, но детство прошло в Заполярье куда переехала семья.
Ледовская. Надо же, фамилия балерины, любимицы москвичей, и впрямь соответствует
земле, где она обитала с измальства - в Якутии, в далеком поселке под названием
Мохсоголлох, в переводе на русский - Соколиная гора.
В детстве мечтала о фигурном катании, умоляла маму отправить к Родниной. Радость,
когда по радио объявляют мороз градусов под 50 и отмену занятий в школе. Хватала
коньки - и на каток. Маме звонили знакомые: «Ваша уже круги накручивает». Балет
перевесил, потому что мама вела кружок танца в самодеятельности.
Отчаянно храбрая, Наташа хотела танцевать. Неуемное желание девочки чувствовала
лишь ее мама. И когда Наташа направила свои детские стопы в Клуб юности,
единственное культурное пристанище этого местечка, именно мама - ее первый
учитель и балетмейстер - поставила для дочки и ее коллег-малышей хореографическую
композицию Топотушки.
Девочка очень быстро все схватывала и забавно, от души, вытаптывала ножонками
вензеля. Плясала, плясала, а потом решила попробовать себя в искусстве вокала:
пела с местным оркестром. Но в один из дней приехала комиссия из Московского
хореографического училища отбирать одаренных детей. И потянулись на смотрины в
Якутск ребятишки из глубинки. Но авторитетный синклит постановил: Наташу в школу
не брать. Не приметили, видимо, уже тогда явного шага, незаурядного прыжка. Не
взяли. Слезы хлынули потоком. Рыдания дочери чуть утихомирила пророческая фраза
мамы: "Не плачь, дочка, все равно ты станешь балериной".
В Московском хореографическом училище
Наташе повезло. Прошел год. Вновь нагрянули педагоги из Москвы. На сей раз Наташа
привлекла внимание педагога А.Коваленко. Началась учеба в "святая святых"- в
Москве. Попал якутский алмазик в хорошие руки учителей Ш.Муборяковой, Н.Кузьминой
и к мастеру классической огранки, в прошлом великолепному педагогу Пермского
хореографического училища Г.Кузнецовой, выпустившей в мир балета россыпь
драгоценностей: Г.Шляпину, Л.Кунакову, Л.Шипулину...
В 1986 году блестяще окончила Московское хореографическое училище (педагог Г.К.
Кузнецова). Победа на конкурсе в Варне тому доказательство. Ученический дуэт
Натальи Ледовской и Владимира Малахова получил премию. Он - золото, она - бронзу.
Путь в Московский балет был открыт.
Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.
Немировича-Данченко
В 1986 году была принята солисткой в труппу Московского академического
Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
В свой первый сезон она, несмотря на лауреатство, честно проходила "сквозь строй"
кордебалета, участвовала в небольших номерочках. Педагоги приглядывались.
Главный балетмейстер Д. Брянцев тоже. Прошло время, и зритель стал ходить "на
Ледовскую". Наташа поднялась на пьедестал ведущей солистки, где виделась неким
дивным изваянием. Как и у Снегурочки, не доставало ей чуть-чуть сердечного тепла.
Техника не приносила юной артистке забот. Помнится, в концертном зале "Россия" на
вечере под названием "Премьера премьер" Ледовская танцевала с Геннадием Яниным
дуэт в постановке В.Васильева и восхитила легчайшей "скороговоркой" пуантов,
безупречными пируэтами. Исполнение напоминало стиль иных зарубежных балерин:
лицо отрешенное, душа молчаливая и ...блеск танца. Имидж "неприступности" виделся и
в своеобычном лице: продолговатый овал, большие карие глаза, мраморная бледность -
словом, камея...
Балетная стабильность выдвинула Ледовскую в паре с А.Ахметовым на первую премию
Международного конкурса артистов балета в Италии. Но разве конкурсы определяют
титул истинной артистки?
Вскоре на танцовщицу свыше снизошло трудно объяснить что : то ли перемены в личной
жизни, то ли постепенная смена педагогов-репетиторов (М.Дроздова, Т.Легат,
Г.Крапивина), то ли просто сказался накопленный театральный опыт. Пожалуй, все
вместе. Наташа распахнула душу, согрела сердцем своих героинь - Китри, Эсмеральду,
Жизель, Сильфиду, Джульетту...
В репертуаре: Жизель ("Жизель"), Маша-принцесса ("Щелкунчик"), Китри ("Дон Кихот"),
Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Франческа ("Франческа да
Римини"), Золушка ("Золушка"), Снегурочка ("Снегурочка"), Девица-Краса
("Конек-Горбунок"), Маргарита ("Дама с камелиями"), Дездемона ("Отелло"), Медора
("Корсар"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Сюзанна ("Браво, Фигаро!"), Солистка
("Шопениана", "Вечерние танцы", "Одинокий голос человека", "Призрачный бал").
Гастрольная деятельность и независимые проекты
Гастролировала в странах Западной и Восточной Европы (Италии, Испании, Ирландии,
Франции, Венгрии), в США, Японии, Китае.
Принимала участие в независимых проектах Владимира Васильева, Илзе Лиепы, Майи
Плисецкой. Выступала с Максимилиано Герра в балете "Ромео и Джульетта".
Дом, театр, гастроли за рубежом и, тем не менее, она доступна российским
фестивалям. Без "звездных" капризов, легкая на подъем, точная в обещаниях, Наталья
желанна, очень любима на этих артистических слетах.
В Казани, на фестивале имени Рудольфа Нуреева, она неоднократно восхищала Жизелью
и Сильфидой, приводила в восторг каскадом концертных номеров. В Казанском театре
жаждут (верится, дождутся) увидеть ее Китри, Аврору... Или фестиваль "Болдинская
осень" в Нижнем Новгороде. Наконец, "Северный дивертисмент" на земле ее детства, в
Якутии. Приезд знаменитой танцовщицы стал поистине триумфальным. Героиня. Кто
знает, быть может, на замечательных вечерах балета в Якутске и присутствовали
люди, видевшие ее выступление в детских, лукавых "Топотушках". Мама была права:
Наталья Ледовская стала Балериной.
Признание
В 2003 году за выдающиеся заслуги и большой вклад в искусство балета Наталье
Ледовской было присвоено почётное звание - Народная артистка РФ.
В 2011 году она становится обладателем высшей награды артиста - лауреатом
Национальной театральной премии "Золотая Маска".
Личная жизнь
Наталья Ледовская замужем. Её муж и партнер, премьер театра
Владимир Кириллов. Владимир своим актерским даром,
даром перевоплощения помогает балерине затронуть душевные струны ее героинь,
проникнуть в образную суть танцевальных партий. В браке родилось двое детей, дочь
и сын и возможно они продолжат балетную династию Кирилловых-Ледовских.