Детские роли в кино
Защипина Наталья Александровна родилась 14 января 1939 года в Москве.
Детство Наташи Защипиной пришлось на годы войны. Ее мама работала в концертной
бригаде и ездила по госпиталям, а еще совсем крошечную Наташу брала с собой, не
желая ни с кем оставлять надолго своего ребенка.
В четырехлетнем возрасте на Наташу обратил внимание режиссер фильма «
Жила-была девочка» и пригласил ее сниматься. Девочка сыграла роль Кати -
маленькой блокадницы, стойко переносящей наравне со взрослыми все тяготы войны.
Спустя год, в 1945 году, Наташа снялась в роли Лидочки в детском фильме Ильи Фрэза «
Слон и
веревочка». Партнершей юной актрисы была знаменитая Фаина Раневская, которая
назвала девочку «живым чудом».
Раневская рассказывала: «Я сначала боялась за Наташу, все актеры боятся играть с
детьми: они ведь не играют, а живут, так верят в происходящее, что разоблачают
любого актера, который такой веры не нашел.
Неожиданно мы подружились. Может оттого, что я вообще не умею сюсюкать и говорила
с Наташей, как со взрослой. А ей было шесть! Кроха!... Она приходила ко мне в уборную
и наблюдала как меня гримируют.
- Тебе интересно играть мою бабушку? - спрашивала.
- Интересно.
- А ты меня уже любишь? - снова спрашивала она, когда мне натягивали парик.
- Я тебя всегда люблю, - говорила я».
В 1948 году Наташа снялась в детском фильме Ильи Фрэза «
Первоклассница», и в 1949 году в драме Александра Файнциммера и Владимира
Легошина «
У них
есть Родина» (по одноименной пьесе Сергея Михалкова»).
В картине «
У них
есть Родина» Наташе вновь довелось играть с Фаиной Раневской. Фильм
рассказывал о том как советские разведчики, разыскав на территории Западной
Германии оказавшийся под присмотром английской разведки сиротский приют с
советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину. Фаина Георгиевна
отзывалась очень негативно о фильме: «...когда я говорю о михалковском дерьме, то
имею в виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились
возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то
тридцать сребреников не жгли руки?»
Актриса
Работы в картинах «
Жила-была девочка», «
Слон и
веревочка», «
Первоклассница» сделали Наташу знаменитой на весь Советский Союз.
Талантливую девочку стали снимать, да сама Наташа уже не могла думать о другой
профессии. В 1954 она поступила на актерский факультет ВГИКа, который окончила в 1961
году.
Она снялась еще в нескольких картинах - детском приключенческом фильме «
Дети партизана» (1954), молодежной киноповести «
Ваня» (1958), мелодраме Татьяны Лиозновой «
Евдокия»
(1961).
После фильма «
Евдокия», Наталья Защипина была принята в Московкий Театр «Сатиры», где
работает до сих пор. Главный режиссёр театра Валентин Плучек сразу поставил
молоденькой актрисе условие: сначала она должна стать хорошей актрисой, а до тех
пор, пока этого не произойдет, сниматься нельзя. И Наталья не принимала ни одного
предложения сниматься, хотя таких было много. Однако в конце 1960-х поток
приглашений сниматься иссяк. Её появления после этого эпизодичны или связаны с
переносом на телеэкран спектаклей театра сатиры.
С тех пор она снялась в кино лишь дважды - в 1975 году она появилась в двух комедиях
«
Маяковский смеется» и «Это мы не проходили».
Первая роль в театре - юная студентка в спектакле «Будем знакомы». Потом были
спектакли: «Гурии Львович Синичкин», «
Женский монастырь», «Над пропастью во ржи» и др. Эти молодые героини,
сыгранные Натальей Защипиной, вошли в историю российского театра. К лучшим также
можно отнести роли, сыгранные Защипиной в детском репертуаре Сатиры («Малыш и
Карлсон», «Пеппи - длинный чулок»). Так же среди ролей, сыгранных Защипиной, -
госпожа Простакова в «Недоросле», Марфа в «Слоне», Чютулене в «Клеменсе»,
Аделаида из пьесы Э.де Филиппо «Неаполь - город миллионеров», госпожа Атуева в
«Игре» и многое другое. Актриса умеет наделить каждый свой персонаж особой
выразительностью и игровым азартом.
Помимо работы в театре Наталья Александровна довольно много занимается
озвучиванием мультфильмов («
Чип и Дейл спешат на помощь»), фильмов и сериалов («
Твин
Пикс»).