В 1959 году окончила Школу-студию при МХАТ.
В 1959-1961 и с 1978 - актриса МХАТ (с 1989 - имени А. П. Чехова),
в 1961-1978 - актриса театра "Современник".
В кино дебютировала в 1959 году, сыграв роль Вари в фильме "Песнь о Кольцове".
Детство
Настоящая фамилия Татьяны Лавровой - Андриканис. Ее родители - папа, Евгений
Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами.
Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».
Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному
признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода
родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство
закончилось. Для Татьяны началась своя собственная жизнь...
МХАТ
Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка
подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача
улыбнулась ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним
из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель
Художественного театра.
А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины
Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в
окружение выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла
Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.
Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что
«русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним.
Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать
фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис
получилась Татьяна Лаврова.
После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. На
курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое
будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий
Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.
О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход
Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока...
Первый брак
Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер
Евгений Урбанский - человек редкого таланта, которого
впоследствии назовут советским Марлоном Брандо.
Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени
Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли и Евгений каждый раз
очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет),
Татьяна была для него большим авторитетом.
Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым, мне
во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь, что
сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в
общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в коммуналке. И
снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к
искусству».
Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не
смогла ему этого простить: «...идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно,
если любовь есть». А спустя некоторое время, 5 ноября 1965 года случилась трагедия,
Евгений Урбанский погиб на съёмках фильма «Директор».
«Девять дней одного года»
Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила
Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино.
Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».
А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма
«Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими
мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. И как
органично она вписалась в это трио!
Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий
был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же
состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?
Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные
персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) - были не картинными героями,
а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось
непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны
Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке - Ромм, который
точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит - этого или
этого». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества
призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный
диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне,
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный
перечень наград.
Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась
знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров,
но... «...всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», -
признается Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный
взлет в театре...
«Современник»
Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение
покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».
Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене
«Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей,
которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие
мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то
они живут, и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая
странность была. Скучно мне стало там...»
«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из
лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что
писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала
ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины,
привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится
голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил:
последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».
Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не
расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в
«Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.
Вспоминает Виталий Вульф:
«Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением
сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом
спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во
всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были
уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и
притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.
Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в
истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова
Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была
насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с
возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось
бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы
высвободив в себе скрытую энергию...»
Второй брак
На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег
Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил
Козаков,
Олег Даль... Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и, в
то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль ... В 1965 году Олег и
Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили лишь полгода...
Кино 70-е годы
Как признается сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». Да,
роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии
актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума
Ардашникова «
Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «
Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса
Шадурского «
Факт
биографии», и мелодрама Леонида Марягина «
Вылет задерживается» (роль - Ольга Васильевна)...
Снова МХАТ
В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970
году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла в
самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая),
«Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «
Мишин юбилей»
(Катя), «Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)...
И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли
Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова играет проникновенно, с ощущением общей темы
спектакля. В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся
старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с
Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, безо всякого
актерства».
Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. С
годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее
неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть,
действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в
искусстве Лаврова - максималистка».
Лаврова очень любила Ефремова как режиссера, как человека. Когда он ушел из жизни,
внутренне сжалась, ушла во внутреннюю эмиграцию, мало появлялась в театре.
Последняя роль - совсем небольшая - в спектакле “Нули” (о событиях Пражской
весны). Последняя роль в кино - “Кризис среднего возраста”. Жила достаточно
замкнуто, часто болела (проблемы с позвоночником), в театре появлялась все реже,
но, несмотря на это, Олег Табаков, возглавивший после Ефремова МХТ, продолжал
заботиться о ней.
Последние годы. Театр, кино, личная жизнь
В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой было мало. В интервью
«Аргументам и фактам» она призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И
у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они
сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я
надеюсь, я слишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья.
Надеюсь, что мне что-то предложат».
Что же касается личной жизни, то после Олега Даля у Татьяны Лавровой был третий
брак, но о нем она вспоминать не хотела (по словам актрисы Нины Дорошиной, он был
спортсмен, от него она и родила). В последние годы своей жизни она жила вдвоем с
сыном Володей. Он по образованию скульптор, занимается дизайном. И носит фамилию
Лавров.
Последние годы жизни - больницы, разговоры с друзьями в основном по телефону. За
несколько недель до смерти она попала по “скорой” в клинику в районе Красных
Ворот. Откуда ее перевели в больницу в Измайлове. Вечером 15 мая она позвонила
подруге Наталье Завальнюк: «
Голос у нее был грустный. Таня сказала,
что она плохо себя чувствует. Что у нее температура, но что все-таки, наконец, ей
поставили диагноз - сердечная недостаточность. Мы договорились созвониться
завтра».
Но завтра Татьяны Лавровой уже не будет. Останется память об удивительной актрисе
с большими глазами оленёнка, которые она в последние годы прикрывала большими
очками. Об актрисе с уникальными, Богом посланными данными, но судьбой,
сложившейся не так, как хотелось, не так, как мечталось. Летом ей исполнилось бы 69
лет.
Похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.