Роман Кармен известен прежде всего как талантливый художник-фоторепортер,
кинооператор, публицист, чья камера в течение пяти десятилетий вела летопись
событий, влиявших на ход мировой истории. «Я со своей камерой объездил весь мир,
воевал в Испании, в Китае, на фронтах Второй мировой войны, во Вьетнаме...» - так
писал он сам о себе. Роман Кармен - автор девяти книг, нескольких десятков очерков
и статей, опубликованных в советской и зарубежной прессе. Среди множества званий
и наград кинорепортера можно особенно отметить звание Народного артиста СССР и
Героя социалистического труда. Но, помимо всего вышеперечисленного, имя Романа
Кармена вписано и в историю фотографии.
Принято считать, что фотография не занимала основного места в творчестве Романа
Кармена, однако это не совсем верно. Фотоработы Кармена оказали значительное
влияние на развитие фотографии в Советском Союзе и по сей день считаются образцом
репортажной съемки. Фотография оказалась «мостиком», стартовой площадкой на пути
к кинопублицистике для юного Кармена.
Самый первый любительский фотоаппарат марки «Кодак» он получил в подарок от отца,
журналиста Лазаря Кармена, погибшего в 1920 году. Но остался один из первых
фотоснимков: сын сфотографировал отца. В начале 1920-х годов Роман переезжает из
родной Одессы в Москву и поступает на рабфак. В Москве Роман продолжает
заниматься фотографией, присоединяясь к организации под названием РОПФ
(Российское объединение пролетарских фотографов), где обучается у
фотокорреспондентов К. Кузнецова, А. Шайхета, В. Савельева, которые считали
главной целью фотографии наглядную агитацию и пропаганду.
Однако у юного фотографа уже был собственный стиль и художественное видение
кадра, благодаря чему его снимки не только работали в качестве средства агитации,
но и несли в себе нечто большее: атмосферу, мысль, идею... При этом Кармен говорил,
что «документальная съемка не может не быть пропагандистским искусством, не
может быть вне тенденции».
Уже в 1923 году первая фотография Романа Кармена (ему было всего 17 лет!) появляется в
журнале «Огонек». После этой публикации работы Кармена печатают также газета
«Рабочая Москва», журналы «Прожектор», «36 дней» и «Всемирные иллюстрации». Это и
городские хроники, и художественные эксперименты, и зарисовки, и даже
постановочные кадры.
Говорят, что Роман Кармен по-настоящему «заболел» репортажем; в поисках
интересного кадра он был готов забраться на строительный кран или крышу
высотного дома. Его снимки высоко оценили Владимир Маяковский и Михаил Кольцов.
Кармен снимает похороны Ленина, приезд в Москву писателя Максима Горького,
фотографирует Михаила Пришвина и Алексея Толстого. Фотокамерой Романа Кармена
были сделаны четыре посмертные фотографии Сергея Есенина, снятые в Доме печати на
следующий день после смерти поэта.
В тот же период Роман Кармен начинает писать очерки и заметки, сопровождая их
фотоиллюстрациями. Среди архивных бумаг Кармена хранится диплом, присужденный
ему на выставке в честь десятилетия советской власти в 1927 году: «За динамичное
построение фотокадра, отличную композицию и высокую технику работ». Молодой
журналист считал фоторепортаж вершиной фотографического искусства. Он уделял
много внимания освещению, ракурсам и всевозможным техническим моментам, но более
всего ему были интересны люди в кадре, их действия, «их воля к переустройству
мира», как говорил он сам. «Для меня очень важны ярко схваченные моменты жизни», -
писал Кармен.
Он стал настоящим мастером портрета, способного передать настроение и эмоции. И
это несмотря на то, что многие известные кадры Романа Кармена хотя и считались
репортажными, на самом деле были постановочными. Кармен умело сочетал
документальное и художественное, добиваясь максимального воздействия на
зрителя, передавая в одном маленьком кадре целую историю.
Романа Кармена считают одним из родоначальников жанра советского репортажа,
особого вида фотоискусства, характерного именно для советских корреспондентов и
репортеров. Причем Кармен по праву считается лучшим в этом жанре. «Фоторепортаж
был огромным куском моей творческой биографии, это безусловно, - писал Роман
Кармен в воспоминаниях. - Я увлекался всесторонне фотографией. Я был очень увлечен
изобразительной стороной этого дела. Очень много работал над композицией кадра.
Увлекался светотеневыми композициями. Стремился к предельному лаконизму».
Желание (и способность) передать «историю в кадре» привело к тому, что
талантливому фотографу стало тесно в рамках единственного кадра. Кармену
хотелось снимать живое движение, живые человеческие эмоции, не ограничиваясь
статикой. Он искренне завидовал своим коллегам-кинооператорам, с которыми ему
приходилось сталкиваться на репортажных съемках. И решение было принято: Роман
Кармен поступил на операторский факультет Государственного института
кинематографии. «И это было правильное решение, - писал Кармен, - потому что
великолепные мастера фотографии и педагоги, работавшие тогда в институте,
особенно в области изобразительного искусства, мне много дали...»
С 1932 года имя Романа Кармена стало ассоциироваться с документальным
кинематографом. Десятки кинолент, вошедших в историю, мировая известность
(достаточно вспомнить фильмы о войне в Испании 1936-1939 годов, двадцатисерийную
эпопею «Великая Отечественная» и многие другие). Понятие «кинопортрет» впервые
ввел именно Кармен. Но это уже совсем другая часть жизни мастера репортажа. «Уход»
в кино, конечно, не означал, что Роман Кармен навсегда расстался с фотокамерой:
известны его снимки, датированные и 30-ми, и 40-ми, и 50-ми годами ХХ века (например,
обошедший все газеты мира снимок взятого в плен немецкого фельдмаршала Паулюса).
Но до сих пор существует мнение, что документальная фотография много потеряла с
переходом Кармена в кино. Тем не менее имя Романа Кармена неотделимо от истории
жанра документального фоторепортажа. Очень точно сказал Владимир Коновалов,
кинорежиссер, ученик Романа Кармена: «Он научил видеть драму в жизни, заострить ее
и передать так, чтобы она произвела впечатление на людей». Причем это одинаково
справедливо как в отношении киноработ мастера, так и в отношении фотографий.
Семья
Отец - Лазарь Осипович Кармен (1876-1920), писатель и журналист.
Первая жена - Марианна Емельяновна Ярославская (1915 - 2003), скульптор, дочь
советского партийного и государственного деятеля Е. М. Ярославского. Сын - Роман
Кармен (27.07.1933 -20.10.2013), режиссёр, оператор. Внук - Максим Кармен, продюсер,
кинооператор.
Вторая жена -
Нина Орлова (более 20 лет в браке). Сын Александр Кармен
(03.07.1941 - 24.08.2013), латиноамериканист-международник, преподаватель Московского
государственного института международных отношений МИД России.
Третья жена -
Майя Овчинникова (1930 - 2014).