Надежда Сергеевна Хмелёва (в девичестве - Киселёва) (псевдоним -
Ляля
Чёрная; 15 февраля 1909, Нальчик - 2 сентября 1982, Москва) - актриса театра и
кино, заслуженная артистка РСФСР, актриса театра «Ромэн», танцовщица,
исполнительница цыганских песен и романсов.
В 1909 году в городе Нальчике, в семье русского барина Сергея Киселёва и цыганской
певицы Марии (в девичестве Поляковой), родилась дочь, названная Наденькой. И
записанная в церковную книгу Надеждой Сергеевной Киселёвой. У девочки была
необыкновенно смуглая кожа и огромные черные глаза, которые обрамляли густые
ресницы.
Семейство Киселёвых было весьма состоятельным, в доме часто принимали гостей.
Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька» С
той самой поры Надю все стали звать Лялей, а из-за смуглой кожи к ней прочно
приклеилось прозвище Чёрная.
Вскоре после рождения детей - в семье Киселёвых родились еще Наталья и Владимир -
семья перебралась в Москву. Мать Ляли поступила в хор знаменитого Егора Полякова,
а в 13 лет в хор была принята и сама Ляля. В то время она ещё не пела, но сидела в
самом центре хора для красоты. Когда же начинали играть «Венгерку», она
поднималась со своего места и начинала танцевать. От танцующей Ляли нельзя было
оторвать глаз, она была необыкновенно грациозна и пластична, покоряла зрителя
моментально. Ляля не была просто исполнительницей цыганской венгерки - она была
воплощением танца, будто сама муза танца явилась зрителям в образе Ляли.
В 1930 году при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, из
которой в 1931 году родился театр «Ромэн».
Ляля Чёрная, будучи
уже известной танцовщицей, пришла на конкурс, и, естественно, её взяли в труппу. В
дебютном спектакле театра, поставленном его руководителем Моисеем Гольдблатом
по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах», она блестяще сыграла главную роль
Грины.
Театр становится популярным, зрители ждут новых премьер, и практически в каждой
из которых блистает несравненная
Ляля Чёрная.
Ляля Чёрная - любимица публики, огромное количество почитателей её
таланта стремятся попасть на спектакль, увидеть её, насладиться её игрой. В 1936
году на экраны выходит фильм «
Последний
табор», в котором Ляля снимается в главной роли вместе со своим мужем Михаилом
Яншиным, который в то время был руководителем театра «Ромэн». Теперь Лялю знают и
любят во всех, даже самых отдаленных уголках нашей страны, таборные цыгане
провозглашают её «королевой», ей приходят горы писем. Она становится звездой.
Фильм «
Последний
табор» становится также дебютом Ляли в качестве певицы. Песня «Бродяга» в ее
исполнении становится настоящим хитом. На концерты с участием Ляли невозможно
достать билета. Имя Ляли Чёрной - это гарантированный аншлаг!
Наступил 1941 год. Театр был на гастролях в Свердловске, когда началась Великая
Отечественная война. Во время войны театр работал очень много. Играли спектакли,
также было организовано несколько выездных концертных бригад, которые
отправлялись в действующие военные части, много работали в госпиталях. Кроме
этого, выпускались новые спектакли. В это время Ляля расходится с Михаилом
Яншиным и выходит замуж за Николая Хмелева, через год у супругов рождается сын.
Михаил Яншин становится крестным отцом сына Николая Хмелева и Ляли
Чёрной.
Театр вернулся из эвакуации в Москву. У Ляли начались репетиции в спектакле по
пьесе М. Афиногенова «Всё о тебе», где она играет роль Любы Поляковой. Николай
Хмелев интенсивно работает у себя во МХАТе, приступает к постановке пьесы А.
Островского «Последняя жертва». И также работает над ролью Ивана Грозного в
спектакле «Трудовые годы» по пьесе А. Н. Толстого.
Подруга Ляли Чёрной, Нина Рафанская, вспоминает, что накануне генеральной
репетиции зашла в гости в Ляле, её встретил Хмелев и пожаловался, что образ Ивана
Грозного идёт у него очень тяжело. «Ну ничего, - сказал он. - Или я его, или он меня».
В этот день у него была генеральная репетиция, на которой Хмелеву стала плохо.
Ляля, которой сообщили о случившемся, прибежала во МХАТ, она плакала, кричала,
взывала к своему Николушке, но всё было бесполезно. Иван Грозный победил. Николай
Хмелев умер.
Ляля Чёрная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин
как мог поддерживал Лялю, он возобновил «Кровавую свадьбу» с Лялей в роли невесты,
также поставил два новых спектакля, в которых Ляля играла главные роли.
В 1951 году режиссер и педагог Школы-студии МХАТ Борис Вершилов ставит на сцене
театра «Ромэн» спектакль «Грушенька» по пьесе Исидора Штока, написанной по
повести Н. Лескова «Очарованный странник». В образе Грушеньки Ляля смогла
полностью реализовать свой многогранный талант и как драматическая артистка, и
как певица.
Послевоенные годы оказались для актрисы, пожалуй, самыми плодотворными. Ляля
много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы, Она
красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках,
устраиваемых на правительственном уровне. В неё влюбляются, её превозносят, её
боготворят. Но, к сожалению, годы проходят, оставляя следы не только в наших
сердцах, но и на наших лицах...
К концу 50-х Лялю стали занимать в репертуаре все меньше и меньше, а к концу 60-х она
практически выпала из репертуара. Но Ляля активно занимается концертной
деятельностью, её по-прежнему любит зритель, её пластинки расходятся миллионными
тиражами.
В 1972 году Ляля уходит из театра. Она иногда ездит с концертами, но всё реже и реже.
В 1975 году она снимается в эпизоде фильма «
Вкус халвы», а в 1975 году
Эмиль Лотяну пригласил её к себе в картину «
Табор уходит в небо» на роль Старой цыганки. Последний свой концерт
Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти.
Она прожила сложную, богатую событиями жизнь, в которой было всё - от огромной
популярности, всеобъемлющей любви до полного забвения. Она была необычайно добра
и щедра, постоянно помогала молодежи, подкармливала, дарила одежду, защищала
перед руководством.
Однажды во время войны она увидела на вокзале женщину с грудным ребёнком на
руках. Было холодно, женщина мёрзла, и Ляля сняла с себя своё единственное пальто и
отдала женщине, объяснив своим спутникам, что у женщины маленький ребёнок, ей
пальто нужнее. Она могла прямо на улице отдать девчонке обувь, а сама идти
босиком.
Она обожала талантливых людей. Если чувствовала в человеке искру божью, помогала
ему во всём.
Она была прекрасной рассказчицей и умела слушать, что само по себе дар весьма
редкий.
Она была необычайно красива, талантлива, умна, обладала каким-то необыкновенным
даром притягивать к себе людей. В неё влюблялись, кого-то она поощряла, кого-то не
замечала. Самое главное - она никогда не была фальшивой, она всегда была честной,
открытой во всех своих проявлениях.
Можно много говорить о жизни и творчестве Ляли Чёрной, пытаться анализировать её
жизненный путь. Но имеет ли это смысл? Ляля - это образ, всеобъемлющий образ
красоты, а можно ли препарировать это понятие - красота? Ею можно только
любоваться, потому что красота не поддается логике.
И мы должны быть счастливы, что можем любоваться оставшимися нам кино- и
фотоматериалами, что можем ходить по тем же улицам, вдоль тех же зданий, где ходила
несравненная
Ляля Чёрная -
гордость всего цыганского народа.
Ушла из жизни великая актриса, гордость цыганского народа 9 сентября 1982 года.
Она покоится в знаменитом «Вишнёвом саде» на Новодевичьем кладбище. В одной
могиле со своим мужем, Николаем Хмелевым, по соседству со многими из великими
актерами Московского художественного театра, с которыми при жизни она дружила, у
которых училась и которым отдавала тепло своей неизмеримо большой цыганской
души.
Татьяна Репина: "Наша Ляля"
www.svenko.net