Людмила Николаевна Долгорукова (25 октября, 1939 года - 16 августа, 2012 года) -
российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка Российской Федерации.
Родилась 25 октября 1939 года.
В 1961 г. окончила актерский факультет ГИТИСа, курс Н. а. РСФСР Г. Конского.
C 1965 г. - актриса Московского театра им. Н. В. Гоголя.
С 1986 г. сотрудничала с Театром на Юго-Западе.
Участвовала в спектаклях театра Фоменко.
Снималась в фильмах: "Горизонт", "Два воскресенья", "День счастья", "Вчера, сегодня и
всегда", "Клетка", "Приключения мага", "Монах", "Синоптик" и других.
Работа на ТВ: 4-х серийный телефильм «
Город
над головой», телеспектакль «
Полнолуние»,
реклама.
Театр
Людмила Долгорукова в труппе Театра на Юго-Западе не состояла, хотя это может
показаться странным. Она была связана с этим коллективом не только потому, что
была занята в нескольких спектаклях, но едва ли не в первую очередь самим своим
актерским темпераментом, "группой крови", так отличающей артистов этой труппы от
большинства других коллективов.
Закончив ГИТИС, Людмила Долгорукова пришла в Московский театр юного зрителя. В
середине 60-х годов она блистала здесь, на сцене, руководимой в то время Борисом
Голубовским, в роли Джульетты в шекспировской трагедии. Вместе с Борисом
Голубовским Долгорукова ушла из ТЮЗа в Московский драматический театр им. Н.В.
Гоголя, где работает и сегодня, хотя занята в репертуаре театра до обидного мало.
Актриса такого масштаба могла бы сыграть многое, но так сложилось, что времени у
Долгоруковой оставалось достаточно, и она сама первой обратилась к Валерию
Беляковичу с просьбой о работе. Непривычная к темпам режиссера, Долгорукова, как
она сама признавалась, поначалу испугалась - и предложенных Беляковичем сроков, и
сцены Театра на Юго-Западе, где необходимо было учиться двигаться в полной
темноте, бесшумно, как кошка, и быстро, как мышь. Но работа пошла, Долгорукова
увлеклась совершенно новым для нее театром, с радостью приняла приглашение
Валерия Беляковича участвовать в спектаклях.
Подлинным событием стала роль Эстер в "Священных чудовищах" Ж. Кокто. Людмила
Долгорукова сыграла в этом спектакле настоящую Женщину, актрису, для которой, как
и для других персонажей, понятия театра и реальности смешаны, спутаны, но, в
отличие от Флорана, Эстер нашла между ними те подлинные нравственные ценности,
что важны и незаменимы как в жизни, так и на сцене.
Людмиле Долгоруковой, что бы эта актриса ни играла, была присуща какая-то
особенная, одухотворенная хрупкость, которая незаменима в ролях западного
репертуара, но, например, в такой роли, как нянька Анфиса из "Трех сестер",
срабатывает неожиданно и чрезвычайно любопытно. "Не гони ты меня, Олюшка...", -
звучало в ее устах так, словно эти слова произносит обиженный ребенок, которому
некуда приткнуться, который пропадет в безвестности в ту даже секунду, когда
лишится стен родного дома. И рассказ Анфисы о том, как живется им с Ольгой на
казенной квартире, звучал протяжной и трогательной нотой, словно взятой из
народной песни, из фольклора.
Но Людмила Долгорукова умела быть совсем иной - такой, как Мать в спектакле "Ад -
это другие", который, к сожалению, очень редко шёл в репертуаре театра. От этой
женщины исходили флюиды властности и расчета, она твердо знала, чего хочет и умела
добиваться желаемого. Богатый по палитре голос Людмилы Долгоруковой менялся до
неузнаваемости - в нем металлические ноты прерывались пронзительным визгом,
шепот казался скрипучим, вся ее фигура, такая хрупкая и беззащитная на первый
взгляд, воспринималась как зловещая в своей бесплотности, несущей реальную
угрозу...
Случилось так, что Людмила Долгорукова обрела на сцене Театра на Юго-Западе
счастливую возможность довысказать то, чего не дала ей та основная сцена, на
которой актриса работала несколько десятилетий.
Личная жизнь
Была женой актера Николая Валентиновича Алексеева (1942-1996).
Кончина
В Департаменте культуры Москвы опровергают информацию о том, что ведущая актриса
театра умерла на собрании труппы. Такая информация прошла в ряде СМИ. Как сообщили
ИТАР-ТАСС в пресс-службе ведомства, Людмила Николаевна умерла накануне ночью. "К
сожалению, актриса, которой было 72 года, давно болела, - рассказали в департаменте.
- Она работала не только в театре Гоголя, но и в "Мастерской Петра Фоменко", и в
понедельник, на похоронах основателя этой труппы Петра Фоменко, ей стало совсем
плохо".
Организацию похорон Людмилы Долгоруковой взял на себя театр.
Между тем, в театре утверждают, что Людмила Николаевна скончалась на собрании
труппы, где обсуждалось назначение Кирилла Серебренникова художественным
руководителем коллектива. Артисты отрицательно отнеслись к тому, что он сменил на
этом посту прежнего худрука Сергея Яшина.
Ушла из жизни 15 августа 2012 года. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.