Луис Хейуорд, имя при рождении Сифилд Грант - британский, а затем американский
киноактёр, более всего известный ролями 1930-40-х годов.
Родился 19 марта 1909 года в Иоганнесбурге, Южная Африка. Незадолго до того его отец,
горный инженер, погиб в результате несчастного случая. После рождения Хейуорда
отправили в Европу, где он учился в нескольких школах во Франции и в Англии.
После прохождения стажировки в профессиональном театре, Хейуорд некоторое
гастролировал с театральной труппой по английской провинции, а затем некоторое
время управлял небольшим ночным клубом в Лондоне. В этот момент на него обратил
внимание известный драматург Ноэл Кауард, ставший его покровителем. Кауард
устроил для Хейуорда небольшую роль в спектакле «Дракула» в одном из театров
Вест-энда. Вскоре «имеющий успех у женщин, красивый» Хейуорд стал играть главные
роли в лондонских версиях нескольких бродвейских постановок.
В 1932 году Хейуорд начал кинокарьеру с британской мелодрамы «Самостоятельная
леди» (1932), вслед за которой в 1933 году последовали ещё пять британских фильмов,
среди них - романтическая комедия Майкла Пауэлла «Тест на любовь» (1935), где он
сыграл главную мужскую роль.
В 1935 году Хейуорд переехал в Нью-Йорк, чтобы сыграть главную роль в бродвейском
спектакле по пьесе Кауарда «Пойнт Валейн» (1935). Это был единственный спектакль
актёра на Бродвее, который шёл непродолжительное время, выдержав 55 представлений,
но он принёс Хейуорду голливудский контракт.
Свои первые американские роли в кино Хейуорд сыграл в 1935 году в мелодрамах
Эдмунда Гулдинга «Пламя внутри» (1935) с Энн Хардинг, Гербертом Маршаллом и Морин
О’Салливан и «Перо в её шляпе» (1935). Год спустя в авантюристической мелодраме «
Проблема для двоих» (1936) по Роберту Льюису Стивенсону о приключениях
принца Флоризеля с Робертом Монтгомери и Розалинд Рассел в главных ролях Хейуорд
сыграл запоминающуюся роль одного из членов клуба самоубийц.
Ролью, которой Хейуорд обратил на себя внимание Голливуда, была роль отца
главного героя в прологе фильма «Уорнер бразерс» режиссёра Мервина ЛеРоя «Энтони
Эдверс» (1936). Хейуорд предстал в образе лихого офицера Дениса Мура. Фильм получил
четыре Оскара и три номинации на Оскар, в том числе, как лучший фильм. Для Хейуорда
эта небольшая роль во многом определила его судьбу. Он стал романтическим
исполнителем главных ролей, а также часто сорвиголовой и пиратом и был обречён на
множество приключений со шпагой.
При этом до конца 1930-х годов «в некоторых картинах категории В Хейуорд имел
немало возможностей разнообразить этот типаж». В частности, в мелодраме Анатоля
Литвака «
Женщина, которую я люблю» (1937) Хейуорд сыграл пилота французских
ВВС. Затем в романтической комедии Генри Костера «Ярость Парижа» (1938) с участием
Даниель Дарьё и Дугласа Фэрбенкса-младшего Хейуорд предстал в образе
красавца-миллионера, которого манекенщица решает женить на себе. В том же году он
сыграл главную роль бывшего актёра, который оказывается замешанным в убийстве
миллионера, в криминальной комедии Артура Любина «Полночное проникновение» (1938).
Ещё одной картиной Хейуорда в 1938 году стала тюремная мелодрама Лью Лэндерса
«Приговорённые женщины» (1938), где он сыграл роль тюремного психиатра, у которого
начинается роман с одной из заключённых.
В мелодраме «Герцог из Вест-пойнта» (1938) с участием Джоан Фонтейн он исполнил
главную роль сына британского дипломата и выпускника Кембриджа, который
поступает в элитную американскую военную школу Вест-Пойнт. Это был первый фильм
Хейуорда для независимого продюсера Эдварда Смолла, который заключил с актёром
контракт на три фильма в течение пяти лет.
В 1940 году Смолл выпустил мелодраму Чарльза Видора «
Мой сын, мой
сын!» (1940), в которой Хейуорд сыграл главную роль испорченного сына богатого
писателя. В том же году Хейуорд сыграл в мюзикле «Танцуй, девушка, танцуй» (1940) с
участием Морин О’Хары и Люсиль Болл. В 1941 году вышла достаточно удачная
криминальная мелодрама Чарльза Видора «Дамы на пенсии» (1941).
В 1941 году Хейуорд исполнил важную роль в драме Орсона Уэллса «Великолепные
Эмберсоны», но в итоге его роль была вырезана из фильма.
В декабре 1941 года Хейуорд получил американское гражданство.
Во время Второй Мировой войны Хейуорд был призван на фронт в качестве военного
оператора в составе морской пехоты США, и вёл съёмку вторжения американских войск
на удерживаемый японцами остров Тарава. Этот эпизод вошёл в документальный фильм
«Вместе с морпехами на Тараве», который в 1944 году завоевал Оскар как лучший
короткометражный документальный фильм. Хейуорду эта работа принесла Бронзовую
звезду за храбрость под огнём.
«Преодолев послевоенный психологический стресс, Хейуорд вернулся в Голливуд». В
1945 году Хейуорд получил роль Филиппа Ломбарда, солдата удачи, который в итоге
остаётся живым вместе с героиней Джун Дюпре, в детективе Рене Клера по
знаменитому роману Агаты Кристи «
И не осталось никого» (1945). Картина стала одной из самых удачных в
карьере Хейуорда: она имела большой успех у публики и завоевала премию «Золотой
леопард» на кинофестивале в Локарно. В 1946 году в мелодраме военного времени «
Молодая вдова» (1946) Хейуорд выступил в роли пилота бомбардировщика.
В 1949 году Хейуорд одним из первых среди актёров стал заключать со студиями
контракты, предусматривающие отчисление ему определённого процента от дохода,
получаемого от проката в кинотеатрах и на телевидении фильмов с его участием.
«Такой предусмотрительный поступок обеспечил ему безбедную жизнь даже в то
время, когда он перестал получать значимые роли в кино».
В 1946-1948 годах Хейуорд сыграл в нескольких фильмах нуар. Значимым событием для
Хейуорда стало исполнение главной роли в костюмированном фильме нуар Фритца
Ланга «
Дом у реки» (1950).
С 1946 по 1952 Хейуорд сыграл серию романтических ролей в приключенческих экшнах. В
сиквеле истории о докторе Джекилле и мистере Хайде «
Сын доктора Джекилла» (1951) он сыграл как доктора Джекилла, так и его
сына, который безуспешно пытается повторить опыт отца.
После 1952 года кинокарьера Хейуорда пошла на спад, в течение последующих
семнадцати лет он сыграл лишь в восьми фильмах.
Продолжая сниматься в кино, в 1952 году Хейуорд с энтузиазмом погрузился в работу на
телевидении». Выкупив у писателя Луиса Джозефа Вэнса эксклюзивные права на
несколько историй о частном сыщике по прозвищу Одинокий волк, в 1954-1955 годах
Хейуорд стал продюсером и исполнителем главной роли в 39-недельном телесериале
«Одинокий волк» (1954).
Он также сыграл главную роль инспектора лондонской полиции в британском
телесериале «Преследователи» (1961-1962, 40 эпизодов), а позднее - в трёх эпизодах
американской мыльной оперы Гарольда Роббинса «Выжившие» (1969) с Ланой Тёрнер в
главной роли.
Хейуорд также играл разовые роли в телесериалах «
Кульминация» (1955),
«Театр О.Генри» (1957), «
Час Альфреда Хичкока» (1962), «
Сыромятная плеть» (1964), «Правосудие Бёрка» (1965) и других.
В середине 1970-х годов он попрощался с актёрской профессией, сыграв свою последнюю
роль он сыграл в телесериале «Волшебник» (1974).
Личная жизнь
В 1938 году Хейуорд женился на кинозвезде и режиссёре Иде Лупино. Они развелись
после его возвращения с фронта в 1945 году.
Со второй женой он прожил с 1946 по 1950 год, а с третьей - с 1953 года вплоть до своей
смерти в 1985 году. В третьем браке у Хейуорда родился сын Дэна, который умер в 2007
году.
Луис Хейуорд умер 21 февраля 1985 года в своём доме в Палм-Спрингс от рака лёгких в
возрасте 75 лет.