Лоренс Каздан, американский режиссер, сценарист, продюсер. Каздан не так знаменит,
как другие американские режиссеры из поколения «бэби-бум», то есть те, кто
родились в первое десятилетие после войны. Но до своего режиссерского дебюта «
Жар тела»
(Body Heat, 1981), современной стилизации жанра «черного фильма», Кэздан успел принять
участие в качестве одного из сценаристов именно на суперзрелищных картинах -
«Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back, 1980), «Возвращение Джидая» (Return Of The
Jedi, 1983, вторая и третья серии «Звездных войн») и «Искатели потерянного ковчега»
(Raiders Of The Lost Ark, 1981).
В 1980-х годах бывший работник рекламы поставил и написал сценарии к самым
популярным фильмам, показывая необычайную способность включать тематические
элементы в характеристики персонажей, выбранных из артифактов поп-культуры
(особенно из старых фильмов) и представителей духа времени, в частности,
бэйби-бумеров.
Кэздан ворвался в кино, работая на Джорджа Лукаса, написав в соавторстве с ним
сценарий к последнему фильму трилогии «Звездных войн» «Империя наносит
последний удар» (1980) и уже один написал сценарий к «Индиане Джонсу и искателям
потерянного ковчега» (1981). Феноменальный успех двух этих картин позволили ему
писать сценарии и самому быть режиссером собственных фильмов.
Кэздан, также ставивший иронические, такие как «Силверадо» (Silverado, 1985) и более
серьезные вестерны «Уайэт Эрп» (Wyatt Earp, 1994), все-таки раньше других соратников по
«школе Спилберга» осознал необходимость и для нового поколения американцев
неких незыблемых ценностей в семейной, обыденной жизни.
В таких своих лентах, как «
Большое разочарование» (The Big Chill, 1983), «Случайный турист» (The Accidental Tourist,
1988) , «
Я люблю тебя до смерти» (I Love You To Death, 1990), «
Большой
каньон» (Grand Canyon, 1991) и «
Французский поцелуй» (French Kiss, 1995), режиссер вот уже более десятилетия
отслеживает на экране в жанре психологической драмы, трагикомедии или
романтической комедии жизнь и проблемы «бэби-бумеров», которые ныне начали один
за другим отмечать свое пятидесятилетие.
Он пытается создать на съемках уютную, домашнюю, дружескую атмосферу - и на
площадке можно увидеть спокойного и доброжелательного Лэрри в бейсбольной
кепочке с очень характерной надписью на ней: «Родство значит многое».
Самая сильная черта Кэздана в его разнообразии; он перепробывал себя в множестве
жанров, хотя и не с полным успехом. Его точно детализированная адаптация
«Случайного туриста» (1988) отличается от всех его фильмов, как по содержанию, так и
по подходу, но, возможно, это его лучшая работа. Тогда он получил номинации за
Лучший фильм и Лучший сценарий. «
Я люблю тебя до смерти», жутко смешная черная комедия была отточена до
совершенства (1990), а с «Большим каньоном» (1991) он, как говорится, перестарался. Он
пытался сохранить важную тему за счет настоящего развлечения. Режиссер и его жена
Мег разделили номинацию за сценарий.
В 1992 году Кевин Костнер стряхнул пыль и вытащил
на свет божий старый сценарий Кэздана (первоначально он писался в расчете на
Стива МакКуинна) и сорвал банк фильмом «
Телохранитель»; Кэздан был сопродюсером. Он вернулся к вестерну и снял
Уайатт Эрп (1994) - он также был соавтором сценария, а затем поставил «
Французский поцелуй» (1995). Кэздан написал сценарий к «Континентальному
водоразделу» (1981) и «Возращению Джедая» (1983), был продюсером фильма «Богом
клянусь» и исполнительным продюсером в «Узах родства» (1989). Он сыграл маленькую
роль в фильме Джона Лэндиса «В ночь», в котором также сыграли очень многие
современные режиссеры.