Родился 19 марта 1924 года в городе Тифлисе (Тбилиси) в семье служащих. Отец -
Кулиджанов Александр Николаевич, крупный партийный работник, был арестован в
ноябре 1937 года. Исчез и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать - Кулиджанова
Екатерина Дмитриевна была также репрессирована в декабре 1937 года и отправлена в
исправительно-трудовой лагерь Кулиджанов остался с бабушкой. Его юность прошла в
Тбилиси. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством, и прежде всего театром. В
школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах - драматург,
актер, режиссер.
В 1942 году Лев Кулиджанов окончил школу и поступил в Тбилисский государственный
университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на
Тбилисский инструментальный завод, выпускавший в то время стрелковое
вооружение.
В свободное время посещает актёрскую школу при Госкинопроме Грузии. В это время
знакомится с сестрой своего друга, студенткой первого курса сценарного
факультета ВГИКа, не поехавшей в эвакуацию с институтом в Алма-Ату, а оставшейся у
родственников в Тбилиси. Рассказы студентки и её увлеченность кинематографом
произвели на Кулиджанова оглушительное впечатление. Он решает поступить на
режиссёрский факультет.
Осенью 1943 года ВГИК вернулся из эвакуации в Москву. Студентка уехала в Москву,
обещая Кулиджанову выслать все сведения по приёму на режиссёрский факультет. В
это трудное и голодное время Кулиджанов заболел воспалением легких, потом у него
обнаружили начало очагового туберкулеза легких. Он ушел с завода. На очередной
комиссии в военкомате его признали негодным к воинской службе. К лету 1944 года
процесс благодаря объединённым усилиям родственников удалось остановить, очаги
зарубцевались. Студентка выполнила свое обещание - прислала условия приема на
режиссерский факультет. Кулиджанов собрал все справки, написал заявление и
работу на творческий конкурс и отправил все в Москву в приёмную комиссию.
Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова) в 1955.
Тогда же дебютировал короткометражным фильмом «
Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по
рассказу А. П. Чехова).
Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты - «Это начиналось так» (1956) о жизни
первых целинников и «
Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей),
прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора.
Уже в этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности,
неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу
бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным
человеческим чувствам. Это счастливо совпало с «оттепелью», начавшейся в
середине 1950-х годов. Возвращение на экран такого близкого и понятного по своим
переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне
зависимости от занимаемого положения в обществе, максимально соответствовало и
устремлениям Кулиджанова.
Продолжив уже свою самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в
«Отчем доме» (1959) и, прежде всего, в несомненно лучшей своей картине «
Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности,
лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого
принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным
меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В.
Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего
отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая будто наследует самым
доверчивым и беззащитным женским персонажам Достоевского), заслуживают
истинного сочувствия и любви.
Поэтому можно считать в какой-то степени закономерным последующее обращение
режиссера именно к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и
наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила неожиданным
кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой
изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и подчас парадоксальности
сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века
привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к
осложнениям при работе над документальным фильмом «
Звездная
минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А
грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь
частично, на что, в свою очередь, уже могло повлиять получившее широкий резонанс
смещение Кулиджанова с должности первого секретаря Союза кинематографистов,
занимаемой им в течение 21 года.
К сожалению, вроде бы приемлемое стремление Кулиджанова очеловечить и
драматизировать образы политических вождей - Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г.
Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская
премия, 1982) - обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической
точки зрения режиссер все равно был вынужден идти на компромиссы и уступки,
поневоле облагораживая и идеализируя эти ключевые исторические персоны.
Два последних фильма Кулиджанова - «
Умирать не страшно» (1991) и «
Незабудки» (1994) -
знаменуют принципиальное для этого режиссера возвращение к самому себе, к своей
излюбленной манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным
судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием
губительные изломы сталинской эпохи.
Но в подходе режиссера к событиям прошлого нет ни грана спекуляции на ранее
запретных темах, поскольку он вспоминает о том, чему сам мог быть
непосредственным свидетелем.
Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов все-таки утратил
раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма - и эти ленты
приобрели досадную натужность и тяжеловесность.
Супруга - Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры
кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр Львович (род. 1950), кинооператор;
Кулиджанов Сергей Львович (род. 1957), кандидат исторических наук.
Умер 17 февраля 2002 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.