Кира Георгиевна Муратова (в девичестве Короткова) родилась 5 ноября 1934 года, в селе
Сороки (Бессарабия, сейчас - Молдавия). Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила
режиссерский факультет ВГИКа. С 1961 - режиссер Одесской киностудии. В 1985 -
режиссер-монтажер на фильме Али Xамраева «Я тебя помню».
В 1994 удостоена почетного Леопарда МКФ в Локарно. Лауреат Российской независимой
премии Триумф-95.
Народная артистка Украинской ССР. Лауреат Государственной премии Украины.
Кира Муратова открыла когорту лиц: Шарко, Высоцкий, Русланова, Каюров, Попов,
Говорухин, Лебле, Шатохин, Антонова, Жарков, Литвинова, Свенская. Открыла музыку О.
Каравайчука, оператора Г. Карюка, смысл Одесской студии, несколько монтажных
приемов, цветовых сочетаний, предметных мотивов. Первой закрыла в кинематографе
тему «себя», что понял и Годар.
Хоть это и не совсем так, фильмографию режиссера уже принято начинать с 1968 года. В
этот год кончилась «оттепель», все омрачилось, поскольку света все хотели только
даром, а предложение расплатиться воспринимали как личное оскорбление. Но все
«такие, как все» - это трусость, жадность, зависть. Вот Муратова и сняла об
отсутствии трусости, жадности, зависти.
Короткие встречи - фильм про счастье и как это понимают.
В 1971 году «застой» разросся, ничего не менялось ни в каждом из людей, ни от
человека к человеку; прятались лишь за спиной оловянных солдатиков, то есть во
вчерашнем дне, в «экранизациях». Муратова сняла сиюминутные «
Долгие проводы» - про время и его власть, единственную власть на свете, и
про правоту анархии. Явилась Шарко.
В 1980 году было совсем плохо. Муратова сняла «
Познавая белый свет», где собирала клочки хорошего, из них строился
белый свет. Но для этого нужно терпение, и он строился под девизом За успех нашего
безнадежного дела (Камю, Миф о Сизифе). «
Познавая белый свет» - самый беззащитный фильм Муратовой.
В 1983 году она сняла свою фамилию с титров фильма «
Среди серых камней» про Короленко. После безнадежности идет жалость. Но
она не хотела, чтобы ее жалели, и про это тоже сняла. Но никто и не собирался, потому
что в 1983 году никого не оставалось, как в антиутопиях Хаксли и Оруэлла, и фильм
порезали до принадлежности Иванову-Петрову-Сидорову. В титрах фамилия режиссера -
Сидоров.
В 1996 году началась Вальпургиева ночь, трупы правили бал, который сами же и
устроили, и несли смуту. «
Перемена
участи» по Сомерсету Моэму - абсолютная ясность, что больше нет никаких понятий,
никаких «трупов», «эмоций», «смут», «перемен». Ясно, что происходящее
неподвластно понятиям «времени», «счастья», «терпения», «жалости» и происходит
лишь «между». Фильм - про ясность промежутков между тайными участниками (адвокат,
Мария, Филипп, Александр, немая, начальник тюрьмы, туземка...).
В 1989 году была «перестройка», все смешалось в доме Облонских, а сил-то не было
никаких. Муратова сняла «
Астенический синдром» - про то, сколько в голове мусора тараканов, про
то, как все и вся друг с другом связаны, даже если жить не хочется.
В 1991 году затеплились надежды, забрезжили маленькие радости. Она сняла
«Чувствительного милиционера» - про то, что каждый сам должен радость приносить,
про то, что самому надо прилагать усилия и любить кого-то, холить и лелеять, про то,
что вряд ли кто-то станет этим заниматься.
В 1994 году ничего уже не было - ни «перестройки», ни надежд. Смута все не кончалась,
силы все не появлялись. Она сняла «
Увлеченья» - про то, что
все равно придется заниматься своим собственным делом, как ни крутись, про то, что
все чего-то хотят, но никто ничего не может.
И вот 1997 год. Те, кто до сих пор ни с кем себя не связывает, и те, кто до сих пор не
приложил усилий кого-то лелеять или чем-то заниматься, и те, кто ничего не может,
совершенно естественным образом стали убивать друг друга почем зря. Вопросы Кто?,
Кого?, За что? больше не стоят. Убивают все, всех и за все... Муратова сняла «
Три истории». Она еще пропустила стадию повального воровства. Но об
этом уже Гоголь прекрасно написал. Она сняла про то, что убивать стало так же
легко, как пить и есть, стало фактически природой людей, а также про то, что никакая
это не новость. Значит, можно и не убивать, только это становится подвигом.
В целом проведенная вивисекция абсолютно неправомерна, за исключением того, что
подчеркивает «Перемену участи» как самый переломный среди всех переломных
моментов (фильмов). Он действительно был кульминацией безоглядных поисков смысла.
Дальше Муратова работала с оглядкой, «социализировалась». Это не упрек. Но
вышеназванная вивисекция - только протест против отлынивания остальной
кинокритики от даже приблизительных попыток осмысления творчества данного
режиссера в целом.
Ушла из жизни в возрасте 83 лет, 6 июня 2018 года в Одессе.