Ив Монтан, настоящее имя которого было Иво Ливи, родился в тосканской деревне
Монсуммано, в Италии, 13 октября 1921 года. Его отец, Джованни Ливи, воинствующий
коммунист, сбежал в 1921 от фашистского итальянского режима со своей супругой
Джузеппиной и поселился в Марселе, на юге Франции. У них было еще двое детей, Лидия
и Джулиано, родившихся соответственно в 1915 и 1917.
В 1929 семья Ливи получает французское гражданство. Семья жила весьма скромно, и
двое старших детей быстро бросили школу, чтобы пойти работать. Иво был последней
надеждой семьи касаемо учебы. Но ребенок забивал голову другими мыслями и не
любил школу.
В 1932 Джованни объявляет о банкротстве своей фабрики щеток. Оставшись без денег,
семья Ливи опирается в это время на Лидию, ставшую парикмахершей. Что касается
брата Джулиано (ставшего Жюльеном), он нашел работу официанта.
Иво в возрасте одиннадцати лет оставляет школу и поступает на завод. Затем, в 14
лет, он присоединяется в парикмахерской к сестре, которая пользовалась успехом.
Там он успешно получает свидетельство о профессиональной подготовке.
Иво любит кино, особенно Фреда Астера и его чечеточные номера, очаровавшие Ливи.
Молодой человек очень робок. Но в 1938 он принимает предложение режиссера
мюзик-холла, который ищет кого-то, чтобы "разогреть зал". После трех недель
ожесточенных репетиций, изменив имя на Ив Монтан (ребенком он играл на улице, и его
мать Джузеппина окликала из окна: "Ivo! Monta!"), он выступает на сцене перед публикой,
которая горячо аплодирует. Родилась легенда.
Он продолжает выступать в маленьких залах Марселя. И 21 июня 1939 он впервые
выступает на большой сцене в том же городе - "Альказар", где он поет свою первую
оригинальную песню "Dans les plaines du Far West".
К сожалению, начинается Вторая мировая война, и Ив Монтан оказывается в
распоряжении "Строек Прованса".
Весной 1941 его карьера начинается вновь, чтобы уже больше никогда не прерываться.
Режиссер, нанявший его в первый раз, Берленго, организует поездку по региону. В то
же время Монтан начал брать курсы танца. Поменяв впоследствии импресарио, он все
более и более часто выступает на концертах и коллекционирует победы над
женщинами.
В январе 1944 Монтан удирает от полиции, которая его ищет, чтобы отправить в STO
(Служба Принудительного Труда). Он отправляется тогда в Париж и делает первые
парижские шаги на сцене "ABC" в феврале. Это снова успех. Затем он выступает в
"Бобино", "Фоли-Бельвиль" и знаменитой "Мулен Руж". Там он выступает в первом
отделении концерта Эдит Пиаф. Сначала настороженность при появлении этого
марсельского артиста, затем молниеносное проявление чувств между ними двумя.
Отставив свою гордость, Ив Монтан многому учится у певицы, репетируя каждый день с
нею. Она помогает ему, поставив его на ноги как сценический персонаж, который
принесет славу Монтану по всему миру. Она также дает ему читать романы и стихи,
чтобы он мог возвысить свою личную культуру. После "Мулен Руж" они уезжают в
совместную поездку.
Известность Монтана постоянно растет, как и его успех в мюзик-холлах. Осенью 1945 он
выступает уже в качестве настоящей звезды в театре "Этуаль" в Париже. Он поет в том
числе "Battling Joe" и "Les grands boulevards". Это очень большой успех.
В начале 1946 Эдит Пиаф порывает с Монтаном без объяснения. Ее близкие говорят, что
она непредусмотрительна...
После трудных дебютов в кино и вечеров на сцене "ABC" и кабаре "Клуб пяти" Ив Монтан
возобновляет в 1947 выступления в театре "Этуаль" в течение шести недель. Встреча с
пианистом по имени Боб Кастелла становится определяющей. Тот останется его
доверенным музыкантом до конца своей жизни.
В 1948 друг увозит его в Сен-Поль-де-Ванс в Провансе и устраивает встречу с Жаком
Превером. Певец восхищается поэтом. Он включает "Les feuilles mortes" в свой репертуар. Эта
песня была написана по случаю выхода фильма "Двери ночи" (1945), в котором играл
Монтан, но, к сожалению, не имевшего успеха. Музыка Жозефа Космы и слова Жака
Превера, очевидно, куда сильнее самого фильма.
В августе 1949 он встречает в Сен-Поль-де-Вансе актрису Симону Синьоре . Она
развелась в 1950 с режиссеромИвом Аллегре , от которого у нее родилась дочь Катрин .
Она поселяется у Ива Монтана на площади Дофин в Париже. В 1951 они сочетаются браком
и становятся легендарной парой мира искусств во Франции.
В мае 1950 Монтан подписывает "Стокгольмское воззвание" против использования
ядерного оружия. Эту кампанию общественного мнения ведет Советский Союз. Начиная
с этого момента Монтан, коммунист по семейной традиции, представлен в списках
петиций Французской Коммунистической Партии (ФКП). Вместе с Симоной Синьоре они
записываются в партию.
В марте 1951 Монтан возвращается в театр "Этуаль" для своего первого сольного шоу.
Буквально поставленные режиссером, 22 песни и две поэмы, которые он исполняет,
обеспечивают огромный успех. Он наконец обрел свою настоящую карьеру на сцене.
На самом деле он мечтает попасть в кино. Анри-Жорж Клузо дает ему настоящий шанс
фильмом, озаглавленным "Плата за страх" в 1952. Сила драматического дарования
Монтана утверждена, и фильм получает Гран-При Каннского Фестиваля на следующий
год.
Возвращение к песне происходит в октябре 1953 на сцене театра "Этуаль". Как обычно,
физическая подготовка певца весьма серьезна. Программа вечера открывается
неизданной поэмой Жака Превера. Последняя песня - "À Paris", написанная его другом
Франсисом Лемарком. Наконец, "Les feuilles mortes" как напоминание. Изначально назначенная
на три недели, серия вечеров превышает 200 представлений - 6 месяцев! Всего продано
200 000 билетов. Триумфальный успех, который подтвержден записью концерта на диск. Ив
Монтан на вершине популярности.
В 1954 он покупает со своей женой Симоной Синьоре собственность в Нормандии, в
Отёй-Антуйе. Этот дом постепенно становится местом встреч всех друзей: Серж
Реджани, актер Пьер Брассёр, режиссер Луис Бунюэль, писатель Хорхе Семпрун и т. д.
В этом же году пара играла в пьесе писателя Артура Миллера "Салемские колдуньи".
Успех таков, что представления длятся до Рождества 1955 года.
В конце 1956 Монтан задумывает поехать с песенным турне в СССР. Но 24 октября
советские танки захватывают Будапешт. Кризис сознания, который охватывает
представителей интеллигенции и французских артистов, склонявшихся к коммунизму,
не затрагивает Ива Монтана. В самом деле, он недостаточно созрел для политических
конфликтов со своей семьей. Он решает все равно петь перед русскими. В то время как
в Париже критические статьи ужасно строги и климат напряжен, чрезвычайно теплый
прием ждет его в Москве. Он встречается даже с Хрущевым и просит разъяснения по
поводу вторжения в Будапешт. Обмен мнениями между двумя людьми длится четыре часа
и превращается в конфликт. Но Монтан, облегченный возможностью выражаться на эту
тему, уходит успокоенный.
В начале 1957 он отправляется в Польшу, затем ездит по всей Восточной Европе. Успех
необычаен, его известность огромна, он видит многочисленные выражения дружбы. По
возвращении во Францию он тем не менее держится в отдалении от своих политических
обязательств.
В июне 1958 снимается фильм "Закон" Жюля Дассена, на экраны он выходит в январе 1959.
Монтан снимается с Марчелло Мастроянни и Пьером Брассёром. Фильм не получил
успеха, и певец-актер продолжает быть одержимым карьерой в кино.
Между октябрем 1958 и мартом 1959 он вновь поднимается на сцену театра "Этуаль" с 16
новыми песнями (например, "Le chat de la voisine" или "Sir Godfrey"), где господствуют нежность,
романтичность и праздник. Обстановка слегка отличается от предыдущих концертов
его немного двусмысленным имиджем и поколебавшейся уверенностью.
Объявленный "персона нон грата" в США из-за своих политических мнений, он
настойчиво приглашается американским агентом на серию концертов в Нью-Йорк.
Премьера состоялась 21 сентября 1959. Спектакль тот же, что и в Париже. Это настоящий
успех, который позволяет шоу продолжаться. Критические статьи поют дифирамбы.
По этому случаю певец и Симона встречаются с Артуром Миллером и его женой Мэрилин
Монро. Ив Монтан отправляется затем в Голливуд и Сан-Франциско, возвращается во
Францию на новогодние праздники и снова отправляется в Японию на концерты в Токио
и Осаку.
Достигнув положения международной звезды, Ив Монтан теперь уверен, что добрался
до цели в кино. Ему предлагают сняться в Голливуде в фильме с Мэрилин Монро. Съемка
"Миллиардера" проходила в феврале 1960. Между ними устанавливается полная идиллия,
временно испортив доверительные отношения между певцом и Симоной Синьоре. Газеты
всего мира захвачены этим "делом". В конце концов по окончании съемок Ив Монтан
возвращается во Францию со своей супругой. Это всего лишь кино...
Ив Монтан снова отправится в США в октябре 1961. Он является звездой шоу в течение 8
недель в "Голден Театре" на Бродвее в Нью-Йорке. В следующую поездку он
отправляется в Японию, затем в Англию. Он стал одним из наиболее известных всему
миру артистов мюзик-холла. В 1962 он делает концерты в Париже, все в том же театре
"Этуаль". Спектакли шли до 1963 года.
Но его тяга к кино сильнее всего. С тех пор он очень редко выходит на сцену.
"Отделение убийц" выходит в 1964. Первое сотрудничество с кинематографистом Костой
Гавра отмечает поворот в его карьере. Он отныне отдает приоритет Седьмому
искусству.
Он снимается затем в "Война окончена" Алена Рене (1966), "Горит ли Париж?" Рене Клемана
(1967) и "Зет" Косты Гавра (1968).
Тем не менее он поднимается на сцену в сентябре 1968, в течение шести недель в
парижской "Олимпии". Став уважаемым певцом‚ он воспринимается другими как боец.
Этот человек не остался безразличным к событиям мая 1968. Он сохраняет, однако,
некоторую дистанцию по отношению к ним. Именно в этот момент происходит
окончательный разрыв отношений с коммунистической партией, который наложился на
проблемы в семье. Его отец умирает в октябре 1968. Ив Монтан все более освобождается
от своих первых политических привязанностей.
Его друг Коста Гавра дает ему роль Артура Лондона в "Признании". Фильм вышел в
апреле 1970. Все признают огромный талант артиста и его личный вклад в это
произведение. В течение следующего десятилетия он чередует серьезные фильмы с
комедиями, такими, как "Мания величия" Жерара Ури с Луи де Фюнесом в 1971. Он
снимается у великих французских режиссеров, например, у Клода Соте в "Цезарь и
Розали" в 1972.
Вечер в пользу жертв диктаторского режима в Чили, данный в 1974, является
единственным музыкальным отступлением, которое Ив Монтан делает в течение 70-х
годов. Его большое возвращение на сцену осуществляется с 7 октября 1981 по 3 января
1982. "Олимпию" брали приступом. Под давлением публики концерты возобновляются с 20
июля по 14 августа 1982. Он сочиняет по этому случаю "Les Bijoux" на стихи Шарля Бодлера.
Стоячие овации во всех мировых столицах, от Рио-де-Жанейро до Нью-Йорка. Ив Монтан
наслаждается своим успехом.
В 80-х годах возвышаются движения за права человека, и он подписывает обращение в
пользу польского профсоюза "Солидарность" в декабре 1981. В 1983 он разоблачает с
Симоной Синьоре и другими артистами подъем крайне правой французской партии -
Национального Фронта. Год за годом он становится политической фигурой.
В сентябре 1985
Симона
Синьоре, спутница всей его жизни, умирает в возрасте 64 лет.
Ив Монтан сближается со своей помощницей, Кароль Амьель, которую он нанял во время
турне 1982 года. Во время съемок в фильме "Манон ручьев" (поставленном Клодом Берри
по роману Марселя Паньоля) он впервые становится отцом. 31 декабря 1988 рождается
Валентин Монтан.
В дальнейшем Ив Монтан тихо живет со своей семьей в Отёе. Он предполагает даже
выйти на сцену в самом большом парижском зале, Дворце Берси. К сожалению, он умер
прежде, чем показать своему сыну свои таланты артиста мюзик-холла.
9 ноября 1991 года, в разгар репетиций нового песенного шоу и работы в фильме "Остров
толстокожих-5", не стало Монтана. Сердечный приступ случился прямо на съемочной
площадке. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез рядом с Симоной Синьоре.