Жюльетт Греко́ (фр. Juliette Gréco) - популярная французская актриса и певица.
Ранние годы
Жюльетт родилась 7 февраля 1927 года в городе Монпелье на юге Франции. Её отец был
полицейским, уроженцем Корсики, мать - француженкой. Воспитанием маленькой
Жюльетт занимались родители матери, поэтому выросла она в Бордо и воспитывалась
со всей строгостью монашки в католической школе.. Затем мать забрала дочерей с
собой в столицу. В Париже девочка брала уроки танца и вокала, пока не началась
Вторая мировая война и семья была вынуждена уехать на юг страны.
Во время войны Жюльетт, последовав примеру матери, вступила в Сопротивление и
даже была арестована, но избежала высылки из-за юного возраста.Её мать и старшая
сестра Шарлотта были отправлены в концлагерь «Равенсбрюк», откуда их освободила
Советская армия в 1945 году. Так что в 15 лет Жюльетт осталась совершенно одна и без
средств к существованию. К счастью, её учительница французского и подруга матери
Элен Дюк приютила её у себя.
Благодаря влиянию последней, Жюльет начала посещать драматический класс при
театре «Комеди Франсез» и даже участвовала в нескольких спектаклях, сначала как
статистка, а позже и исполнительница эпизодических ролей. Девушка проводила
массу времени в богемных кабаре и клубах Парижа, среди поэтов, писателей,
художников и музыкантов, тогда же она получила предложение вести программу о
поэзии на национальном радио.
Первые попытки Жюльетт Греко поступить в театральную школу окончились провалом,
но она продолжала брать частные уроки и была полна надежд. Ее первая роль в
"Комеди-Франсез" заключалась в том, что она изображала море - двигала голубой
задник на сцене в пьесе Жана-Луи Барро "Туфля Сатаны".
Карьера
Греко часто посещала различные кафе Сан-Жермена, где вращалась в политических и
философских кругах местной богемы. Там же она познакомилась с Майлзом Дэвисом и
Жаном Кокто ; последний даже предложил ей небольшую роль в своём фильме «
Орфей» в 1949 году.
Вскоре Жульетт становится одной из звёзд послевоенной Франции, воплотив в своих
песнях разочарование и бедность французской интеллигенции, последовавшие после
Второй мировой войны. Её образ того времени складывался из чёрного наряда и
чёрных длинных развевающихся волос. Жан-Поль Сартр говорил о ней, что в её голосе -
миллион поэм: «В гортани у Жюльетт Грекo - миллионы; миллионы стихотворений, что
еще не написаны, но написаны, несомненно, будут. Для некоторых актёров пишут
специально пьесы, почему же не писать стихи для голоса?». И действительно, Сартр
пишет персонально для Жюльетт Грекo стихотворение «La rue de blanc-manteaux», а Кено -
ставшее впоследствии знаменитым «Si tu t’imagines». Оба стихотворения были положены на
музыку композитором Жозефом Косма, который специализировался на «настоящей»
поэзии (в частности, положил на музыку всего Превера). Песня-стихотворение «Si tu
t’imagines» стала визитной карточкой Греко и сопровождала ее на протяжении всей
жизни.
С самого начала карьеры Греко установила высокую планку в смысле литературного и
музыкального качества своего репертуара. Она даже явилась законодательницей и
символом особого стиля, получившего название «ривгош» (Сен-Жермен-де-Пре
находится на левом берегу Сены, по-французски - «rive gauche»).
В 1952 году тогда мало еще известный Шарль Азнавур написал песню «Ненавижу
воскресенья» и отдал ее для исполнения Жюльетт Греко. Эта песня не только стала
важной вехой карьеры Греко (получившей за нее престижный приз SACEM), но может быть,
приблизила и долгожданный успех самого Азнавура, пришедший три года спустя.
Но Греко все же стала актрисой, как мечтала в юности. Она снялась не только в
"Орфее" Жана Кокто, но и в таких фильмах как «Не оставив адреса» Жана-Поля Лё Шануа,
в «В небесном Царстве» Жюльена Дювивье, в фильме «Елена и её мужчины» Жана
Ренуара; а когда была приглашена в Голливуд, то в таких лентах как «
И восходит солнце» Генри Кинга; «Здравствуй, грусть» Отто Преммингера;
«Корни Неба» Джона Хьюстона и в нескольких других.
Голливудский продюсер и режиссёр Дэррил Ф. Занук часто приглашал её в свои фильмы
19500-1970 годы. Вернувшись во Францию в конце 1950-х, несколько лет сотрудничала с
Сержем Гинсбуром.
В конце 1960-х снималась в главной роли в телевизионном сериале «Бельфегор, призрак
Лувра».
В начале 1970-х Жюльет Греко пропала из поля зрения публики; порвав отношения с
фирмой грамзаписи «Philips», она какое-то время оставалась без контракта, позже
заключив таковой с Barclay Records, для которой записала в 1972 и 1974 годах альбомы “Mon fils,
chante“ и “La nuova etа”.
Вслед за изданием автобиографии "Jujube" в 1982 году, певица выпустила пластинку "Gréco
83" с песнями Бориса Виана, Жана Ферра, Клода Лемеля, Пьера Сеге. Через пять лет был
выпущен диск “Gréco 88: Hommage а Brel”, затем последовали переиздания лучших работ
певицы, пока в 1993 году не появилась пластинка “Rubans rouges et toiles noires”, среди авторов
которой значились Жульен Клерк и Этьен Рода-Жиль.
Несмотря на весьма почтенный возраст, певица и в конце 90х гг. продолжала активно
выступать, как во Франции, так и в сопредельных государствах, не забывая при этом
своих поклонников в США, Канаде и Японии.
В 2009 году, по случаю выхода её альбома «Je Me Souviens De Tout» (Я помню всё), она дала 4
концерта в «Театре на Елисейских полях» под аккомпанемент своего мужа
(фортепиано) Жерара Жённеса и аккордеониста Жана-Луи Матинье.
Личная жизнь
Греко трижды была замужем.
В 1953-1956 гг. - за актёром Филиппом Лемэром , от которого в 1954 году у неё родилась дочь
Лоранс-Мари.
Её вторым мужем был французский актёр
Мишель
Пикколи , с которым она прожила с 1966 по 1977 год.
В 1988 году она вышла замуж за пианиста Жерара Жённеса, в браке с которым состоит и
по сей день. Он был бессменным аккомпаниатором и соавтором великого Жака Бреля.
Когда же Брель оставил сцену, Жённес стал эксклюзивным аккомпаниатором и
композитором Жюльетт Греко.
А до всех этих замужеств Греко чуть не вышла замуж за великого джазиста Майлза
Дэвиса . Они познакомились в 1949 году, влюбились друг в друга и собирались
пожениться, но по разным причинам отказались от этой затеи.
Жюльетт Греко является лауреатом многочисленных и престижных наград (как за
отдельные альбомы, так и за все заслуги); среди прочих, она удостоена звания
Кавалера ордена Почетного легиона. Вручая ей Большую медаль города Парижа, мэр
сказал: «Настало время городу сказать ей спасибо. Жюльетт Греко - Парижанка с
большой буквы. Парижанка настоящего времени и живое воплощение прошедших дней,
которые никогда не забудутся».
Скончалась 23 сентября 2020 года в возрасте 93 лет.