Кристиан-Жак (настоящие имя и фамилия Кристиан Альбер Франсуа Моде, Maudet) -
французский кинорежиссер.
Кристиан-Жак учился в колледже Роллин в Париже, затем в архитектурной академии. В
кино начал работать как художник, был ассистентом у Жюльен Дювивье и А. Югона. С 1927
года работал журналистом в журнале «Cinegraph».
В лице комика Фернанделя нашел лучшего исполнителя в своих первых комедиях,
среди которых «
Дело идет на
лад» (1933), «
Один из
легиона» (1936); особенно удачной был фильм «Франциск I» (1936), в котором режиссер
оригинально использовал «твеновскую» находку, отправив своего героя в далекий 16
век. Еще раз Кристиан-Жак снял Фернанделя в 1958 в фильме «
Закон
есть закон».
В 1930-е годы оформляется присущий Кристиан-Жаку легкий, ненавязчивый стиль
режиссуры; его фильмы отличают умелая работа с актерами, остроумные находки -
речевые и актерские. Об этом свидетельствуют и «
Пышка» (1945), и «Привидение» (1946), и «
Первый бал» (1939), и знаменитый «
Фанфан-Тюльпан» (1951, премии на Международном фестивале в Канне и
Западном Берлине, 1952), в котором автор высмеивал «войну в кружевах» и прославил
Жерара Филипа .
Опытный режиссер, Кристиан-Жак сумел наилучшим образом использовать особенности
внешности и дарования Бриджит Бардо , сняв ее в фильме «
Бабетта идет на войну» (1959), а позднее, но уже с меньшим успехом, в
«Нефтедобытчиках» (1971). В 1985 получил почетную премию «Сезар».
Некоторые фильмы Кристиан-Жак снимал специально для своих жен. Для Симоны Ренан -
«
Безнадежное путешествие» (1943), для Рене Фор - «Пармскую обитель»
(1948) и «Чары» (1944). Снимая с нею же «Восхитительные создания» (1952), познакомился с
Мартин Кароль. Последовал целый «период Кароль» с такими постановочными лентами,
как «Лукреция Борджиа» (1953), «Госпожа Дюбарри» (1954), «Лизистрата» (1954), «
Нана» (1955), пародия
на шпионские фильмы «
Натали» (1957).
Кристиан-Жак сам признавал эклектичность своего творчества. Наряду с комедиями
Жак снимал и такие «гражданственные» фильмы, как «Если парни всего мира» (1955),
который называл своим самым любимым, разоблачал дух коллаборационизма в «Пире
хищников» (1964); снял также два психологических триллера «
Веские доказательства» (1963) и «
Вторая истина»
(1966). В жанре музыкального фильма он поставил «Фантастическую симфонию» (1941) -
биографию Гектора Берлиоза, а в 1977 с блеском снял экранизацию «Парижской жизни»
Жака Оффенбаха.
В конце 1970-х годов режиссер готовился совместно с «Мосфильмом» снять экранизацию
романа Виктора Гюго «93-й год» (замысел не был осуществлен). После просмотра фильма
«Эскадрон гусар летучих» назвал Андрея Ростоцкого русским Жераром Филипом.
Некоторое время Кристиан-Жак работал для телевидения (13 серий «Джо Гайар», сериал
«СОС», «Частота 17» и др).
Умер от инфаркта 8 июля 1994 года в Булонь-Билланкоурт, Хаутс-де-Сен, Иль-де-Франс,
Франция. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.