Раиса Есипова была загадочной фигурой в отечественном кинематографе, почти не
оставившей после себя фактов о собственной жизни. Её имя, кроме справочников,
редко где упоминалось, и, в основном, эти упоминания были связаны с её мужем,
кинорежиссёром Ефимом Дзиганом , в фильмах которого она сыграла свои лучшие роли.
И самая значимая из них - простая, забитая жизнью, крестьянка Маша в фильме «
Женщина»
(1932). Её героиня пожелала выбраться из дебрей крестьянского быта, привязанности к
дому, хозяйству, захотела стать механиком и достигла, в итоге, своей цели. Затем
была ещё небольшая по объёму, но яркая работа в фильме «
Мы из
Кронштадта» (1936), где актрисой был создан образ жены красного командира,
занимавшейся воспитанием группы маленьких детей-сирот.
Есипова играла своих героинь несколько сдержанно, суховато, без лишних эмоций и
надрыва. Статной, эффектной, ей, в основном, приходилось изображать женщин из
народа, хотя, как мне кажется, ей бы больше подошли дамы из высшего света. Но такова
уж была реальность того времени. Красивым актрисам не приходилось выбирать. И
если в театре у многих из них были возможности проявить себя в классических
пьесах, то актрисам кино, порой, надлежало соглашаться не на самые лучшие для себя
варианты.
Родилась Раиса Есипова 5 марта 1906 года в Смоленске в семье служащего и домашней
хозяйки. В 1923 году окончила школу, через год поступила в киношколу имени Б.В.
Чайковского и в 1926 году вышла из неё с дипломом профессиональной актрисы кино.
Свою первую роль сыграла ещё во время учёбы у того же Чайковского в фильме «В тылу
у белых». Затем были роли в не дошедших до сегодняшних дней картинах «
Крест и маузер», «
К новым
берегам», «
Свои и чужие», а в 1929
году состоялось первое знакомство Есиповой с Ефимом Дзиганом на съёмочной
площадке фильма «
Бог войны», закрепившееся
дальнейшим профессиональным и личным союзом.
Во время войны Раиса Давыдовна работала в составе 1-го фронтового театра ВТО, где
сыграла Анну в «Фроле Скобееве», Елену в «Женитьбе Белугина», Татьяну Петровну в
«Бранденбургских воротах». В 1954 году Есипова была принята в труппу Театра-студии
киноактёра, участвовала в спектаклях «Последние» (Елена) и «Дядюшкин сон»
(Карпухина).
В последний раз Раиса Есипова появилась на экране в 1957 году в небольшой роли в
фильме «Крутые ступени». В этом же году Театр-студия киноактёра был закрыт, и
актриса оказалась не у дел. В 1959 году она попробовала свои силы в качестве
ассистента режиссёра группы иновариантов и дубляжа «Мосфильма», затем
переводилась в штат Киностудии имени М. Горького, но ни одна из работ, видимо, её не
устраивала. В дальнейшем Есипова занималась литературной деятельностью.
О последних годах жизни Раисы Давыдовны, к сожалению, нет никакой информации.
Раиса Есипова ушла из жизни 6 ноября 1994 года в Москве.
С использованием материалов авторского проекта Алексея Тремасова