Грэйс Мур - американская оперная певица сопрано и актриса. Ее звали «Соловей
Теннесси». Фильмы с ее участием способствовали популяризации оперы, доведя оперу
до более широкой аудитории.
Мэри Уилли Грэйс Мур родилась 5 декабря 1898 года в местечке Слэйбтауне (в настоящее
время рассматривается как часть городка Дель Рио) в штате Теннесси, в семье
Ричарда Лоусона Мура и Джейн Мур. К тому времени, когда ей было два года, ее семья
переехала в Ноксвилл, местечко, которое Мур позже описала как травмирующее и
оставившее осадок в душе ребенка, когда она нашла городскую жизнь неприятной в то
время. После нескольких лет в Ноксвилле, семья переезжает, на этот раз в Джеллико,
Теннесси, где Мур провела свою юность и где она окончила среднюю школу и была даже
капитаном баскетбольной команды девочек в 19l6, а затем поступила в колледж в
Нэшвилле.
После средней школы она училась краткое время в Колледже Уорд-Белмонта в Нэшвилле
прежде, чем переехать в Вашингтон, округ Колумбия и Нью-Йорк, чтобы продолжить
свое музыкальное обучение и начать карьеру. Ее первая работа в качестве певицы
была в кафе «Черная Кошка» (Black Cat Cafe) в Гринвич-Виллидж.
Её бродвейский дебют состоялся в 1920 году в мюзикле Джерома Керна «Хтчи-Ку», с
Рэймондом Хичкоком в главной роли. В 1922 и 1923 году Грэйс появилась в двух сериях
музыкального ревю Ирвинга Берлина в театре Мьюзик-Бокс. После обучения во
Франции, Мур сделала свой оперный дебют в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 7 февраля
1928 года, исполнив партию Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини.
Она дебютировала в Opéra-Comique в Париже 29 сентября 1928 года в той же роли, которую она
исполняла и в Ковент-Гарден в Лондоне 6 июня 1935 года. В течение шестнадцати сезонов
работы в Метрополитен Опера она пела в нескольких итальянских и французских
операх, а также имела главные роли в таких операх как «Тоска», «Манон» и «
Луиза». Роль в
«Луизе» была для Мур самой любимой, и именно она считается самой значимой в её
музыкальной карьере. Она исполняла Маргариту в «Фаусте» и Джульетту в «Ромео и
Джульетте», Микаэлу в «Кармен», и многое другое. Мур использовала свой талант как
способ выйти к людям. Это человеческое качество в ее индивидуальности помогло
заработать для нее известность, которую она завоевала, усиленно работая. Но,
возможно, более важно, была ее способность установить прочную связь между ней и ее
аудиторией.
В 1930 году Грэйс дебютировала в кино, исполнив роль шведской оперной певицы Дженни
Линд в фильме «Дамские морали» (A Lady's Morals), снятой для MGM продюсером Ирвингом
Талбергом и режиссером Сидни Франклином. В том же году она появилась вместе с
оперным певцом Лоуренсом Тиббеттом в экранизации оперетты «
Новая луна»(New
Moon), первой экранизации автора оперетты Зигмунда Ромберга, так же снятой на MGM.
В начале 1930-ых, после того, как Мэри Гарден разделила главные титры с Братьями
Майллс (знаменитыми темнокожими танцовщиками), Грэйс Мур настояла, чтобы к ее
контракту был добавлен пункт, который гласил «никакой цветной игрок» не появился
бы в одной сцене с нею. Вместо того чтобы согласиться, с ней отменили подписание
контракта.
В 1930-х и 1940-х годах она давала концерты в США и Европе, исполняя оперный репертуар и
другие песни на немецком, французском, итальянском, испанском и английском
языках. После перерыва в несколько лет, Мур вернулась в Голливуд, и в 1934 году
подписала контракт со студией Columbia Pictures, на которой снялась в шести фильмах. В 1935
году за роль в фильме «
Одна ночь
любви» (One Night of Love) она была номинирована на Оскар за Лучшую женскую роль. Она
сыграла девушку из маленького городка, которая стремится петь в опере. Она играла
аналогичную роль и в ряде других фильмов.
Она обладала и чувством юмора. Незабываемым основным моментом в фильме «
Когда ты
влюблен» (When You're in Love, 1937) была комическая сцена, в которой Мур надела фланелевую
рубашку и брюки и присоединилась к группе Кэба Кэллоуэйя из 5 человек для яркого
исполнения джазового номера «Minnie the Moocher», в комплекте с жестами «hi-de-ho's». Правда,
текст был немного изменен (песня впервые была выпущена в 1931 году и была хитом),
чтобы соответствовать голливудской чувствительности. Кроме того, она исполнила
популярный дуэт Мадам Баттерфляй «Vogliatemi bene» с американским тенором Франком
Форестом в фильме 1937 года «
Я заведу
роман» (I'll Take Romance).
Её последняя кинороль была в 1939 году в урезанной экранизации оперы Гюстава
Шарпантье «
Луиза» (Louise). В фильме говорящий диалог перемежается с музыкальными
ариями из оригинальной оперы. Композитор участвовал в производстве, разрешая
сокращения и изменения либретто, тренируя Мур, и советуя режиссеру Абелю Гансу в
постановке тех или иных сцен. В это производство также вошли два известных
французских певца: драматический тенор Джордж Тилл и бас Андре Перне.
15 июля 1931 года Грэйс вышла замуж за испанского киноактёра Валентина Парера в
Каннах. Это была экстравагантная свадьба в период того времени. У них не было
детей. В течение 1930-ых они содержали дома в Голливуде, Каннах и Коннектикуте.
В 1932 году Мур появилась на Бродвее в недолговечной оперетте Карла Миллёкера
«Дюбарри». Она была выбрана Флорензем Зигфилдом как одна из десяти самых красивых
женщин в мире.(«Ziegfeld Follies» серия сложных театральных постановок на Бродвее в
Нью-Йорке с 1907 по 1931 год.)
В 1935 году Грэйс удостоилась золотой медали
Сообщества искусств и наук за значительные достижения в развлекательном кино. В
1936 году король Дании Кристиан Х вручил ей национальную медаль «Ingenito et Arti». В 1937 ей
было присвоено звание полковника (почетная должность) в штате Теннесси самим
губернатором и стала также пожизненным членом Общества штата Теннесси
Вашингтона, округ Колумбия, а в 1939 году она стала кавалером французского Ордена
Почётного легиона.
В 1938 году Грэйс Мур
стала наставницей и педагогом для певицы сопрано Дороти Кирстен, в начале ее
карьеры. Грэйс Мур была широко раскритикована в декабре 1938, когда она сделала
реверанс Герцогине Виндзорской в Каннах. По ее возвращению в Соединенные Штаты
после шести месяцев и десяти дней в Европе (чтобы сэкономить деньги в
подоходном налоге), Мур защитила свой поступок, заявив: «Она была бы королевой
давно, если бы она не была американкой (речь шла о Бесси Уоллис Уорфид, чей муж
принц Эдвард, герцог Виндзорский, бывший королем Эдуардом VIII Великобритании,
отрекся от престола, чтобы жениться на ней - прим.). В конце концов, она отдала
счастье и храбрость своих убеждений одному человеку, поступок который является
больше, чем может совершить большинство женщин. Она заслуживает реверанса за одно
это». Конечно, у нее были и свои минусы. Согласно Джо Лори младшему, исполнителю
водевиля и историку, Грэйс Мур не выступила в тех спектаклях, в которых были
темнокожие исполнители.
В годы Второй Мировой войны Грэйс принимала участие в программе USO, развлекая
американские войска за рубежом, между своими оперными обязательствами, она
появилась на радио и в качестве солистки выступала в концертах по всем
Соединенным Штатам и Европе. Эти концерты проходили для вооруженных сил США в
Вене и Зальцбурге, в Австрии, Гейдельберге и Висбадене в Германии. Она также была
известна своими изысканными платьями. Мур опубликовала автобиографию «Ты всего
лишь человек однажды» в 1944 году.
Грэйс Мур погибла в авиакатастрофе 26 января 1947 года в аэропорту Копенгагена
«Каструп» в возрасте 48 лет. Среди других жертв - наследник шведского престола
принц Густав Адольф. В Копенгагене, Дания, 26 января 1947 года Грэйс Мур была среди
пассажиров рейса KLM DC3, чтобы лететь в Стокгольм. Самолет вырулил к
взлетно-посадочной полосе и был допущен до взлета, но поднялся на высоту около 150
футов и вдруг, замерев, рухнул на землю и взорвался. Вечером накануне ее смерти,
Грэйс Мур пела в переполненном аудиторией зале для более 4000 человек. Трагично, что
г-жа Мур потеряла свою жизнь в этой авиакатастрофе после концерта, который
закончился бурными аплодисментами и бесчисленными «бис». Она была похоронена на
кладбище Forest Hills в Чаттануга, штат Теннесси.
В
1953 году американская актриса Кэтрин Грэйсон исполнила роль Грэйс Мур в фильме
«Эта - любовь» (So This Is Love), снятом на основе её биографии. Элвис Пресли назвал свой
особняк «Грэйсленд» и говорил, что особняк был назван в честь нее.
За свой вклад в кино Грэйс удостоена звезды на Голливудской Аллее славы.