Соловьёв Георгий Иванович — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист
РСФСР.
Родился 31 января 1904 года в Санкт-Петербурге.
Образование
В 1920 году окончил Филологическую гимназию при историко-филологическом
факультете Петербургского университета.
В 1920 году поступил в Студию при Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина
(Александринский театр).
Начал выступать на сцене с 1923 года как ученик Школы русской драмы (класс В.Н.
Давыдова). Заменял заболевшего Н.В. Смолича в роли студента («Сестры Кедровы»). В
числе других студентов был занят в спектаклях: «Маскарад», «Горе от ума»,
«Монарх», «Власть тьмы».
В 1924 году окончил Студию при Ленинградском театре драмы им. А.С. Пушкина
(Александринский театр).
Театральная карьера
С 1925 по 1931 год был артистом Театра драмы им. А.С. Пушкина. В этот период им сыграны
роли: Борис («Сестры Кедровы»), Баклушин («Не было ни гроша, да влруг алтын»),
Назарий, мальчик («Камо грядеши?»), Ноэль («Уриэль Акоста»), гарсон («Канцлер и
слесарь»), паж («Святая Иоанна»), негритенок Том («Иван Козырь и Татьяна Русских»,
сп. Театра-студии), Крантик («Мандат»), Валериан Шурупов («Яд»), Лавирон, кельнер,
участник интермедии цирка («Скипетр»), Афонька («Пугачевщина»).
В его репертуар входило множество небольших, вторых и несколько главных ролей:
кайдзен монах («Ода Набунага»), Дирк Ван Иоде («Бархат и лохмотья»), Мишка
(«Ревизор»), Коля Иволгин («Идиот»), Миша («Бронепоезд»), Гарданов («Павел I»), Г. N.
(«Горе от ума»), Дамис («Тартюф»), конферансье («Командарм-2»), Моисей Бакин
(«Ярость»), Крюгер («Сенсация»), Тишка («Свадьба Кречинского»), Шкиндер («Светите,
звезды»).
.
В 1931 году группа актеров вступила в конфликт с руководством театра — всем было
предложено поработать на периферии в Самаре во вновь организованном театре.
Почти четыре года, проведенные Соловьевым в Самаре, оказались плодотворными. Его
репертуар пополнился ролями: Освальд («Привидения»), Жадов («Доходное место»),
Кастальский («Страх»).
В 1934 году новый руководитель театра Б.М. Сушкевич вернул эту группу в Пушкинский
театр. Во 2-й период работы в Театра драмы им. А.С. Пушкина среди ролей Соловьева
были: Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Вожеватов («Бесприданница»),
Хлестаков («Ревизор»), Жадов («Доходное место»), Степа («Платон Кречет»), Микола
Ивасенко («Шел солдат с фронта»), Тони («Мать»), Флориндо («Лгун»), Молчалин («Горе
от ума»), Вася («Горячее сердце»), королевич Магнус («Великий государь»), Милонов
(«
Лес»), Фрэнк
(«Профессия миссис Уоррен»), Фогель («Полководец Суворов»), Миловзоров («Без вины
виноватые»), фон Кальб («Коварство и любовь»), князь Адам Вишневецкий («Борис
Годунов»), Скаундрел («Голос Америки»), Фесте, шут («Двенадцатая ночь»), Городулин
(«На всякого мудреца довольно простоты»), барон Танака («Порт-Артур»), Розенкранц
(«Гамлет, принц Датский»), Усиков, поэт («
Они знали Маяковского»), граф Льевиль («Торговцы славой»), Добронравов
(«Грозовой год»), Тихий («Бег»), Говард Вагнер («
Смерть коммивояжера»), третий бог, ни то, ни се («Добрый человек из
Сычуани»), Ганефельд («Перед заходом солнца»), Клинтон («Скандальное происшествие
с мистером Кэттлом и миссис Мун»).
Отзывы прессы об актере крайне скудны, проследить эволюцию его искусства
невозможно. По мнению одного из критиков, в «Женитьбе Фигаро» Соловьев «мастерски
передал непосредственность молодого пажа — Керубино». Другой, говоря о спектакле
«Шел солдат с фронта», отметил: «Обаятелен Микола Ивасенко, которого играет арт.
Г.И. Соловьев. Отношения Миколы и Фроси в исполнении Е.П. Карякиной показаны в их
подкупающей непосредственности. Здесь и режиссер, и актеры нашли краски мягкого
юмора».
Во время Великой Отечественной войны Соловьев участвовал в шефской работе театра
по обслуживанию госпиталей, рабочих районов и колхозов.
В зрелые годы игра Соловьева стала более разнообразной и многозначной.
Из рецензий
- В cпектакле «Порт-Артур» «Колоритный портрет японского барона, дипломата и
диверсанта рисует артист Г. Соловьев. Эта роль очень трудна потому, что актеру, в
зависимости от обстановки, приходится выступать и в мундире высокопоставленного
военного, и в куртке слуги. Тонко проводит артист и заключительную картину, когда
барон Танака является к Стесселю с предложением сдать крепость».
- «Умный, понимающий сложившуюся обстановку, даже в плену диктующий по существу
Стесселю свою волю — таков был Танака в исполнении Г. И. Соловьева».
Другие роли: Иванов («Штиль»), Степка («Шахтер»), Хозе, летчик («Салют, Испания!»),
чиновник («Маскарад»), Артур Мешем («Стакан воды»), Розенберг («Русские люди»),
Масальский («Нашествие»), Дробязгин («Варвары»), Сухарько («Как закалялась сталь»),
Коротков («Живой труп»), Браницкий («Лермонтов»), Паншин («Дворянское гнездо»),
Сорочкин («Нарушенный покой» («Здесь пронеслась любовь»).
Кинематограф
В кино дебютировал в 1953 году в фильме-спектакле "Лес". Известен ролями в
фильмах-спектаклях: "Они знали Маяковского", "Третья, патетическая", "Смерть
коммивояжера".
Ушёл из жизни 1 сентября 1966 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском
кладбище.
Личная жизнь
Жена — актриса Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина
Галина Инютина. Дочь — актриса, балетмейстер Наталья Георгиевна
Соловьева.