Гарольд Пинтер - английский драматург, писатель, поэт, режиссёр, актёр,
общественный деятель, один из самых влиятельных британских драматургов своего
времени.
Родился 10 октября 1930 в семье еврейского портного в лондонском районе Хэкни,
известном своей скверной репутацией. В 1948 он поступил в Королевскую академию
драматического искусства, однако так и не окончил её. Ещё в школе он участвовал в
любительских театральных постановках. В начале 50-х Пинтер начал писать стихи и
получил место актера в одной из ирландских театральных трупп.
Премьера «Дня рождения», первой пьесы его собственного сочинения, состоялась в 1957
в Бристольском университете. В 1960 был поставлен «Сторож», по-настоящему открывший
Британии её главного драматурга второй половины XX века.
Критики назвали ранние пьесы Пинтера «комедиями угроз»: в замкнутых помещениях
его герои постепенно снимали с себя шелуху заурядных жизней и обнаруживали
бездонные колодцы агрессии, страха, вины.
В первой половине 60-х Пинтер написал все едва ли не самые известные свои драмы:
«Коллекция», «Любовники», «
Чаепитие» и «
Возвращение домой».
Хотя внешние приметы драматургии Пинтера соответствуют реалистическому театру
(герои - обычные люди из низшего или среднего класса, действие разворачивается в
гостиной или спальне, лексика - разговорная), однако отношения между персонажами и
развитие диалога и событий непредсказуемы и нетипичны, допуская разные
толкования.
Пинтер продолжил безжалостный анализ потаённых уголков человеческих душ не
только в театре, но и в кино. Он написал сценарии для известной кинотрилогии
Джозефа Лоузи «
Слуга» - «
Несчастный случай» - «
Посредник». Знаменитый
политический триллер Майкла Андерсона «
Меморандум Квиллера» тоже был создан при участии Пинтера. По его же
сценарию был поставлен фильм «
Последний магнат» по роману Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда. Ещё одна
знаменитая картина была сделана по сценарию Гарольда Пинтера - «Любовница
французского лейтенанта» по роману Джона Фаулза. В 1990 Пинтер адаптировал для
экрана роман Маргарет Этвуд «История служанки». В 1996 Пинтер участвовал в
экранизации романа Франца Кафки «
Процесс».
Еще в начале 70-х Пинтер стал активистом движения за права человека. В 1985 по
инициативе Международного ПЕН-клуба Пинтер и американский драматург Артур
Миллер приехали в Турцию, чтобы расследовать случаи пыток и физического
притеснения литераторов в этой стране. На встрече с послом США в Анкаре Миллер
заявил, что американское правительство поддерживает действующий режим в стране
и, тем самым, поощряет пытки и расправы над диссидентами, в том числе из числа
интеллигенции. Когда посол стал объяснять, что в условиях советской угрозы
Америка не может не поддерживать действия турецкого правительства, Пинтер и
Миллер сделали несколько оскорбительных выпадов в адрес дипломата. Драматургов
публично изгнали из посольской резиденции. Впоследствии Пинтер писал, что это был
один из самых ярких эпизодов в его биографии, которым он будет гордиться до самой
смерти.
Позже Пинтер неоднократно выступал против политики Турции в отношении курдов,
против действий США в Никарагуа, призывал к расследованию случаев нарушения
свободы слова в Центральной и Южной Америке.
Когда начались бомбардировки Сербии силами НАТО, Пинтер стал рупором антивоенных
настроений в Великобритании. Он назвал британскую политику позором и
преступлением, обвинив Клинтона и Блэра в лицемерии: «Им обоим нет дела до
косовских албанцев... То, что сейчас происходит - это утверждение Америки в
Европе... Главная угроза миру исходит сейчас не от бывшей Югославии, а от
Соединённых Штатов».
В январе 2003 драматург выступил в Нижней палате британского парламента с
пламенной речью, в которой содержались обвинения против президента Буша и его
кабинета: «Американцы добились мнимой поддержки „мирового сообщества“,
используя безотказные методы устрашения: запугивание, взятки, шантаж и
запудривание мозгов... Произошла простая вещь: вторжение на суверенную
территорию, военная оккупация и контроль над нефтяными месторождениями».
В 2003 он выпустил сборник стихов про Ирак под названием «Война».
В начале марта 2005 Гарольд Пинтер заявил, что прекращает заниматься драматургией и
что отныне он намерен сосредоточиться на стихах и политике, поскольку его «очень,
очень беспокоит нынешнее положение вещей».
Спустя три дня после своего 75-го дня рождения, 13 октября 2005, Гарольд Пинтер получил
Нобелевскую премию по литературе. Не приходится сомневаться, что Шведская
королевская академия высоко оценила не только достижения выдающегося британца
на литературном поприще, но и его гражданскую позицию.
По заключению Нобелевского комитета Пинтер «в своих пьесах раскрывает пропасть
между обыденностью и входом в закрытые пространства подсознания», он «вернул
театру его основные элементы - замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги,
где люди оставлены на милость друг друга, и притворство невозможно». «Он это
заслужил. Как писатель Гарольд уже более полувека непоколебимо идёт своим путём»,
- считает драматург Том Стоппард. Есть и такие, которые считают нынешнее решение
комитета «оскорблением мировой литературы». Если рассматривать отношение к
творчеству нового лауреата с точки зрения литературы, а не политики - для такого
решения есть все основания. Ведь речь идет об «авангарде позавчерашнего дня».
Премия, по авторитетному мнению нынешнего президента ПЕН-клуба Иогана Штрассера,
запоздала как минимум лет на тридцать.
Гарольд Пинтер умер в Лондоне 24 декабря 2008 после продолжительной борьбы с раком
горла.