Витторио Гассман (итал. Vittorio Gassman, 1 сентября 1922 - 29 июня 2000) - итальянский актёр и
режиссёр театра и кино. В последние годы жизни проявил склонность к литературному
творчеству.
Витторио Гассман родился в пригороде Генуи. Его отец - немецкий инженер Генрих
Гассманн (став актёром, одно «н» Витторио из своей фамилии убрал), мать - пизанка
Луиза Амброн, еврейка по национальности. В детстве перебрался в Рим, где окончил
классический лицей, а затем Национальную Академию драматического искусства.
Дебютировал на театральной сцене в Милане (1943), в кино - в 1945 (фильм «
Встреча с Лаурой» К. А. Феличе; плёнка утрачена). Славу на театральных
подмостках принесли Гассману роли в постановках Лукино Висконти «Гамлет» и
«Табачная дорога» (по пьесе Джека Киркланда). В 1948 году Гассман сыграл роль
Джакомо Казановы в мелодраме Р. Фреда «Таинственный кавалер». Однако
по-настоящему знаменитым его сделала роль уголовника Вальтера в
неореалистическом фильме Джузеппе Де Сантиса «
Горький рис» (1949).
В 1952 возглавил созданный им «Театр итальянского искусства».
В 1956 сыграл в спектакле «Отелло» и впервые выступил как кинорежиссёр, перенеся на
экран свой спектакль «Кин, или Гений и распутство» (по пьесе Дюма-отца о великом
английском актере Э. Кине), в соавторстве с начинающем кинорежиссером Ф. Рози. В 1958
сыграл небольшую роль в экранизации повести Пушкина «
Капитанская дочка», осуществлённой Альберто Латтуада под названием «
Буря».
Комедия по-итальянски
Если в начале своей карьеры Гассман считался именно мастером драматических
ролей, то начиная с 1958, благодаря встрече с Марио Моничелли, Гассман выдвинулся в
первый ряд актёров «комедии по-итальянски». Приверженцы этого жанра отказались
от чистой буффонады и обратились к исследованию комических аспектов
повседневности в их неразрывной связи с драматическим началом (под влиянием
установок неореализма). Моничелли снял Гассмана в фильмах «Злоумышленники
неизвестны» (считается, что именно эта картина положила начало «комедии
по-итальянски»), «
Большая
война», «
Гостиничный номер», в дилогии о Бранкалеоне, а в фильме «
Россини!
Россини!» запечатлел
Гассмана в роли Людвига ван Бетховена; Витторио Де Сика - в фильме «Страшный суд»;
Марко Феррери - в фильме «
Аудиенция».
Востребованность за рубежом
Талант Гассмана обратил на себя внимание и за пределами Италии, причём
предложения поступали со стороны очень известных режиссёров. Он снялся в двух
картинах американца Роберта Олтмена; в весьма вольной экранизации «Бури»
Шекспира, осуществлённой ещё одним американским режиссёром - Полом Мазурски, а
также у такого крупного мастера французского кино, как Ален Рене. Наконец, поляк
Кшиштоф Занусси пригласил Гассмана на главную роль в одном из наиболее
углублённо-философских своих фильмов - «
Парадигма».
Гассман и Дино Ризи
Чаще всего Гассман снимался у известного итальянского комедиографа Дино Ризи. Их
сотрудничество началось в 1960 году; в общей сложности Гассман снялся в пятнадцати
фильмах режиссёра. Среди них наибольшего внимания заслуживают два: состоящая из
отдельных новелл картина «
Чудовища», где Гассману
довелось сыграть двенадцать ролей, в том числе одну женскую, и трагикомедия «
Запах женщины». За роль слепого офицера Фаусто в «Запахе женщины»
Гассман был удостоен приза как лучший исполнитель мужской роли на МКФ в Канне (1975).
В последний раз Гассман снялся у Ризи в фильме «Просьба не беспокоиться» (1990),
виртуозно воссоздав образ отринутого своей семьей, не вполне адекватного
психически старика, единственным другом которого является его внучка.
Гассман в сознании отечественного зрителя
Для отечественного зрителя Витторио Гассман ассоциируется прежде всего с
фильмом Дино Ризи «
Именем итальянского народа» (в советском прокате -
«Полмиллиарда за алиби»), с премированным на IX МКФ в Москве лирическим
кинороманом Этторе Скола «
Мы так любили друг друга» и с лучшим фильмом Валерио Дзурлини,
кафкианской притчей «Тартарская пустыня».
Фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво «
Бенвенута», хотя и был в
советском прокате, но не слишком запомнился нашим зрителям. Не очень известна у
нас и экранизация «Войны и мира» Толстого, выполненная Кингом Видором, в которой
Гассман сыграл Анатоля Курагина.
Личная жизнь
Витторио Гассман был страстным мужчиной не только на экране, но и в жизни. Он имел
четырех детей от четырех женщин (на трёх из них актёр был женат).
Был женат (1944-1952) на итальянской актрисе Норе Риччи, с которой познакомился ещё в
Академии. У них родилась дочь Паола Гассман (29.06.1945), которая стала театральной
актрисой.
Был женат (1952-1954) на американской актрисе
Шелли
Уинтерс . От этого брака родилась дочь.
Ещё были -
Анна
Мария Ферреро, Аннетт Стройберг. Сын Витторио Гассмана и французской актрисы
Жюльет Майниель -
Алессандро Гассман (24.02.1965) стал известным актёром.
Последней женой (1970-2000) Витторио Гассмана стала итальянская актриса Дилетта
Д’Андреа, которая посвятила себя мужу и детям. В этом браке родился Якопо
Гассман.
Весной 1999 года Гассман провел прощальный спектакль в римском театре «Систина»,
где объявил о своем решении оставить сцену. Свыше 300 ролей сыграл этот 77-летний
актёр в театре и кино.
А 29 июня 2000 года великий Витторио Гассман умирает от сердечного приступа в Риме.