Верони́ка Вито́льдовна Поло́нская (6 июня 1908 - сентябрь 1994, Москва) -
советская актриса театра и кино. Последняя любовная привязанность и единственная
свидетельница самоубийства Владимира Маяковского.
Вероника родилась в Москве 6 июня 1908 года в семье актёров Малого театра - «звезды»
русского дореволюционного кинематографа Витольда Полонского и актрисы Ольги
Гладковой. В кругу домашних и друзей её звали Нора.
Начало карьеры
Впервые снялась в немом кино вместе с отцом в 7-летнем возрасте, почувствовала
магию камеры. Были у Вероники и другие детские роли.
В 1918 году
Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был
выехать - вероятнее всего, безвозвратно - с женой и дочерью в США. Внезапная смерть
Полонского 5 января 1919 года не дала этому переезду осуществиться.
В шестнадцатилетнем возрасте в 1924 году поступила в школу Московского
Художественного театра и осталась в нём после окончания школы. Училась в студии у
Николая Баталова, Юрия Завадского, уроки актёрского мастерства ей давал
Константин Станиславский. Играла в спектакле «Наша молодость», поставленном В. И.
Немировичем-Данченко. В кинематографе дебютировала в картине «
Стеклянный глаз» у режиссёров Лили Брик и Владимира Жемчужного. Вторая
картина Полонской - «
Конвейер
смерти» Ивана Пырьева, где её партнёршами были Тамара Макарова и Ада Войцик.
Следующий фильм - «
Три товарища»
режиссёра Семёна Тимошенко.
Роман с Маяковским
Полонская стала последней любовной привязанностью Владимира Маяковского и
осталась в истории также как женщина, находившаяся рядом с поэтом в последние
часы и минуты его жизни. В пору их первой встречи в 1929 году ей было 21, Маяковскому -
36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила из семьи,
понимая, что роман с Маяковским в любой момент может прерваться.
С Маяковским Нора познакомилась отчасти благодаря кинематографу. После съёмок в
картине «
Стеклянный глаз» её пригласил на бега муж режиссёра этого фильма Лили
Брик - Осип Максимович Брик. Там же был и поэт, в тот же день они встретились ещё раз
у Валентина Катаева. Вскоре сблизились и стали встречаться почти каждый день. По
воспоминаниям Полонской, «когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена.
Читал он прекрасно, у него был настоящий актёрский дар. Помню хорошо, как он читал
„Левый марш“, раннюю лирику...»
Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привёз Веронику на такси в свою комнату на
Лубянке. К этому времени они встречались уже второй год. Поэт, переживавший
творческий и житейский кризис, настаивал на её разводе и даже записался в
писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с
Полонской собирался переехать жить.
Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский
экран» (№ 13 - 1990), в то роковое утро у неё в театре в 10.30 была назначена репетиция с
Немировичем-Данченко.
Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал
ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда.
Плакал... Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет», - сказал он, но обещал позвонить.
И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать
рублей... Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась
вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди
Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что
вы сделали?..» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно
бледнеть... Появились люди, мне кто-то сказал: «Бегите, встречайте карету «Скорой
помощи»... Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит:
«Поздно. Умер...»
В предсмертной записке Маяковский, в частности, написал: «Товарищ правительство,
моя семья - это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская». На
похоронах Нора присутствовать не решилась, так как мать и сёстры Маяковского
считали её виновной в гибели поэта.
В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были
опубликованы через полвека - в 1987 году. «Я Владимира Владимировича видела как
человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я
писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я
последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу...», сказала в своём последнем
интервью Вероника Витольдовна в 1990 году.
На театральной сцене
В 1935-1936 годы служила в театре-студии Юрия Завадского, в 1937 - в Ростовском театре
драмы, в 1938-1940 годах - снова во МХАТе, в 1940-1973 годах - в Московском театре имени М. Н.
Ермоловой.
В 1960-е годы снялась в эпопее «
Война и мир» у Сергея
Бондарчука, где дворянская стать и манеры Полонской пришлись весьма кстати.
На склоне лет Полонская застала эпоху перестроечного кино. Ей пришлись по вкусу
картины Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и Василия Пичула «Маленькая Вера».
Личная жизнь
Была с 1926 по 1933 год замужем за Михаилом Яншиным.
У Вероники Полонской был также роман с критиком Осипом Бескиным.
Последние годы жизни Полонской прошли в Доме ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной
на шоссе Энтузиастов в Москве, где она в возрасте 86 лет и скончалась в сентябре 1994
года. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.