1924- кончила школу - студию при Театре им. Евгения Вахтангова
1924 -1940- - актриса Театра под руководством Ю. Завадского
1940 -1978 - актриса Театра им. Моссовета
Родилась Вера Петровна Марецкая 18(31) июля 1906 года в Подмосковье, в деревне Барвиха.
Глава семейства Петр Григорьевич Марецкий, с 1912 года арендовал буфет в цирке у
Никитиных. Вера стояла за кулисами и представляла себя, то бесстрашной
наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой...
Родители хотели дать детям серьезное образование и настояли на том, чтобы их дочь
поступала на философский факультет Московского университета. Но Вера уже сама
определила свой жизненный путь, и втайне от родителей, подала документы в три
театральные студии. Приняли её в две. Она выбрала школу-студию при театре им.
Вахтангова, которую окончила в 1924 году.
Как раз в это время
Юрий
Завадский, актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную
студию. Марецкая была одной из первых её актрис. Главными чертами творческой
индивидуальности актрисы были: использование разнообразных сценических красок,
широта диапазона - от гротескной характерности до тончайшей лирики, мастерство
диалога, смелость и оригинальность сценических находок.
Веру Марецкую очень любил театральный зритель, но настоящая слава к актрисе
пришла только после съёмок в кино. Первый кинематографический дебют состоялся в
1925 году в фильме Якова Протазанова «
Его призыв». Артистке в
ту пору было всего 19 лет. Блестяще справившись со своей небольшой ролью, в том же
году, режиссёр вновь пригласил молодую актрису сняться в его комедии «
Закройщик из Торжка». Героиня Марецкой полюбилась многим
кинозрителям.
Тем временем творческие отношения между Верой Марецкой и Юрием Завадским
переросли в личные. Актриса вышла замуж за любимого режиссера. Впрочем,
произошедшее событие в тот день сложно было назвать свадьбой. Они зашли в ЗАГС в
арбатском переулке, по дороге в театр, и тихо, без цветов и шампанского
зарегистрировались. У нее даже не было ни одной свадебной фотографии.
Единственным напоминанием о судьбоносном событии была запись в трудовой книжке -
"Завадская Вера Петровна".
У них родился сын Женя (актёр театра им. Моссовета), но брак оказался недолгим.
Почему, она и сама не знала.
Когда сыну исполнилось четыре года, Завадский покинул семью. Он полюбил
блистательную балерину, солистку балета Большого театра Галину Сергеевну
Уланову.
Казалось бы, Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Талантливую актрису
хотели видеть у себя многие режиссеры, но... Вера Петровна осталась и проработала с
бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться хорошим другом и одной из ведущих
актрис театра.
При всей видимости благополучия, жизнь у Веры Петровны была очень непростая. Её
братья были расстреляны в 30-е годы, как соратники Бухарина. Сестра несколько лет
провела в тюрьме, по ложному обвинению, и в дальнейшем не могла проживать в
Москве.
Во второй раз Вера Марецкая вышла замуж за довольно посредственного актера
Георгия Троицкого. От этого брака родилась дочь Маша. Троицкий, или как его
называла Вера Петровна Троша, в театральную жизнь жены не вмешивался, занимался
устройством быта и уходом за дочкой.
Творческие вопросы Вера Марецкая решала только с Завадским. В 1940 году на базе
Театра-студии, был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным
режиссером, а Марецкая была одной из его прим. За кулисами её называли «Хозяйкой
театра».
В 1943 году Вера Петровна Марецкая сыграла одну из лучших своих ролей - партизанку
Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии
за эту роль актриса получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины
был прерван трагическим известием - под Орлом погиб ее муж Георгий Троицкий.
Больше Вера Петровна замуж не выходила...
В 1949 году была удостоена звания - Народной артистки СССР.
Марецкая была одной из самых популярных киноактрис страны. Ее имя было известно
не только на родине, но и за рубежом.
В 50-е - 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Зато в Театре
им.Моссовета она играла самые разноплановые роли. За роль Капитолины Андреевны в
спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова Вера Петровна была в четвертый раз
удостоена Сталинской премии.
Все хорошо складывалось и в доме. Дочь Маша удачно вышла замуж за молодого
ученого. И вдруг... несколько лет счастливой жизни дочери были перечеркнуты
внезапной смертью её мужа, - он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала
в неврологическую клинику.
Марецкая с головой ушла в работу. Все чаще она стала жаловаться на сильные
головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (Марецкую и Плятта связывала
давняя дружба) буквально силой заставили Веру Петровну обследоваться. В больнице
ее ждал страшный диагноз - рак головного мозга.
А жизнь на сцене кипела. Завадский поставил спектакль «
Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем исполняла Фаина
Георгиевна Раневская. Великую актрису так же стало подводить здоровье, и
Завадский отдал главную роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал страшный
гнев Раневской. Орлова сыграла миссис Сэвидж по-своему, не пытаясь повторить
Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы. Однако вскоре
эта история получила продолжение...
Узнав о диагнозе Марецкой, Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж.
Дать ей последний шанс сыграть на сцене. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала
требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».
После нескольких операций, Вера Петровна на короткое время возвращалась на сцену
и снова ложилась в больницу. По стечению обстоятельств, в ту же больницу попала и
Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей
записки, но обиженная Орлова не отвечала.
26 января 1975 года Любовь Петровна Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы
пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, так говорили, тихо произнесла:
«И тут она первая...»
Накануне 70-летия Веры Петровны Марецкой вышел указ о награждении её Звездой Героя
Труда. У нее уже отказывали ноги, но не приехать она не могла, не в её характере. И
даже произнесла речь. «С одного дубля», - говорила она потом, шутя.
Марецкая и в больнице продолжала работать. Прячась от врачей и медсестер,
нахлобучив парик и прикрыв голову платком, для того чтобы скрыть швы, оставшиеся
после нескольких тяжелейших операций, она пробиралась тайком за больничную
ограду, где ее ждал автомобиль, и уезжала в Дом звукозаписи. Там, под руководством
главного режиссера литературно-драматического радиовещания Эмиля Верника, она
записывала на пленку стихи своих любимых поэтов.
Стихи вошли в "Золотой фонд" художественного радиовещания России.
В один из дней, в той же больнице, оказался на лечение и Завадский. По старой
привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами.
Умер Юрий Александрович Завадский в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой.
Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла и сама Вера Петровна. Похоронена
Марецкая Вера Петровна на Новодевичьем кладбище (2 участок 35 ряд).