Василий Васильевич Ванин (по некоторым данным настоящая фамилия Иванов) -
советский актёр театра и кино, режиссер, профессор ВГИКа (с 1949), трижды лауреат
Сталинской премии, Народный артист СССР (1949).
Ранние годы
Василий Ванин родился 13 января 1898 года в Тамбове, в семье мелкого
железнодорожного служащего. Рано потеряв отца, в 1906 году был определен в
сиротский дом.
С 1915 года был рабочим сцены, статистом. Первая крупная роль - старик Ланц
(«Туннель» Филиппи, 1919). В 1920, не прекращая работать в театре, закончил
драматическую студию при Тамбовском отделе народного образования. Работал в
Передвижном театре Тамбовского политпросвета, затем снова в тамбовском
Городском театре, получившем название Первого советского.
В 1920 году был призван в РККА, после демобилизации в 1921 году поступил в Тамбовский
городской театр имени А. В. Луначарского. Летом 1922 уехал в Петроград, где работал в
«Новой драме» и в театре «Кривое зеркало», после чего сезон 1923-1924 годов провёл в
Рязанском городском театре. Первая роль Ванина, о которой есть упоминание в
печати, - полоумный старик Ланц в драме Ф.Филиппи «Туннель». Двадцатилетнему
артисту непросто было сыграть старика, но, как утверждает рецензент, им было
достигнуто «верно развитое психологическое действие».
Начало карьеры
Не проработав и двух лет, получил в марте 1922 право на бенефис, для которого выбрал
старую мелодраму Э.Бризбара и Э.Ню «Парижские нищие». Ванин играл роль Гастона. В
первом действии его герой - преуспевающий конторщик у богатого банкира, во втором
- постаревший на 15 лет нищий.
В 1922 в Тамбове он сыграл роль отставного полицейского Штопнова в пьесе
А.Южина-Сумбатова «Соколы и вороны», в петроградской «Новой драме» - Сарриета в
пьесе А.Бруштейн и В.Соловьева «Восстание ангелов» (по А.Франсу), роль предгубчека
Селянцева в пьесе С.Минина «Город в кольце» и т.д. В его репертуаре тех лет были и
классические роли: Дамис («Тартюф» Мольера), Робинзон («Бесприданница»
Островского), Митрофанушка («Недоросль» Фонвизина), Тихон («Гроза» Островского),
Бобчинский («Ревизор» Гоголя), Костылев («На дне» Горького) и т.д.
Москва. Театр имени Моссовета
С 1924 года актёр Театра МГСПС (ныне - Государственный Академический театр им.
Моссовета). К моменту прихода Ванина в театр его возглавлял Е.О.Любимов-Ланской.
Ванин был разносторонним актером, сочетавшим комедийное дарование с острым
драматизмом. Обладая мастерством перевоплощения, достигая органичной слитности
с образом, он создавал живые, глубоко индивидуальные характеры.
С большим оптимизмом и юмором играл он роль веселого, энергичного «братишки» -
матроса Виленчука («Шторм» Билль-Белоцерковского, 1926). 1920-е годы актер играл во
всех пьесах этого драматурга, которые ставились в Театре имени МГСПС. Началом
сатирической линии в творчестве Ванина (Храпов в «Вассе Железновой» М.Горького,
Фаюнин в «Нашествии» Л.Леонова) стал сыгранный в 1927 Маро в постановке «Чернь»
Н.Шаповаленко. Один из критиков назвал его «полугротесковым комиком».
Одна из лучших работ Ванина - Чапаев («Чапаев», 1930).
В марте 1941 в пьесе Афиногенова «Машенька» сыграл геолога Кареева - классического
героя советского театра. Эта была первая постановка Ю.А.Завадского, нового
руководителя театра, который стал называться Театром им. Моссовета.
Выступал как режиссер. В театре самостоятельно поставил «Мглу» Л.Прозоровского,
«Моцарта и Сальери» А.Пушкина, «Начистоту» А.Г.Глебова, в содружестве с другими
режиссерами - «Гордость» Ф.Гладкова, «Салют, Испания!» А.Афиногенова, «Порт-Артур»
Л.Никулина и др. В 1946-1951 поставил «Обиду» А.Сурова (Государственная премия СССР,
1949), «Роковое наследство» Л.Шейнина, «Свадьбу Кречинского» А.Сухово-Кобылина.
Театр имени Пушкина
28 мая 1949 года назначен художественным руководителем Камерного театра вместо
«освобождённого» от этой должности А. Я. Таирова (9 августа 1950 года Камерный театр
переименован в Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина). В 1949 Ванин стал
главным режиссером Театра имени Пушкина, который возник на пепелище после
закрытия Камерного театра Александра Таирова. Всю жизнь верно служивший режиму,
он открыл театр спектаклем «Из искры...» Ш.Дадиани о жизни молодого Сталина. Затем
состоялись премьеры «Украденного счастья» И.Франко, «Джона - солдата мира»
Ю.Кроткова.
В 1951 году В. Ванин поставил музыкальный спектакль «Джон - солдат мира» Ю.Кроткова о
судьбе певца Поля Робсона и «Свадьбу Кречинского» А.Сухово-Кобылина, где сыграл
свою последнюю роль - Расплюева. "Расплюев у Ванина необычайно смешон и жалок, но
вместе с тем и страшен. Страшен своим бездонным цинизмом, своей готовностью на
любую подлость". (Б.Медведев) Этот спектакль был настолько популярен, что на его
основе впоследствии был снят художественный фильм-спектакль.
В планах Ванина был «Борис Годунов» и «Капитанская дочка», где он хотел сыграть
Пугачева. Планам не суждено было сбыться, в 1951 году Василий Ванин умер. За год он
успел выпустить пять спектаклей. Спектакль для детей «Аленький цветочек» по
сказке Аксакова, до сих пор идет с неизменным успехом.
Кино. Преподавательская деятельность
В 1930 году Ванин начал преподавать в драматической школе Театра имени МОСПС, с 1944
года - во ВГИКе. В 1930-е годы как педагог училища Ванин принимал участие в
режиссерской работе, поставив с учениками «Трудовой хлеб «Островского и «Смерть
Тарелкина» Сухово-Кобылина. С 1949 года - профессор ВГИКа.
С 1927 года Ванин работал в кино, преимущественно в историко-революционных фильмах.
Имеющего к тому моменту опыт игры в театре роли Чапаева первоначально утвердили
на роль Чапаева в одноимённом фильме. В 1942 за роль Степана Кочета в фильме «
Секретарь райкома» был награжден Орденом Ленина.
Умер Василий Васильевич Ванин в Москве 12 мая 1951 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.