По официальным данным Равенских (Ровенских) Борис Иванович родился 27 июня 1914 года
в Санкт-Петербурге, но на могиле режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве
указан 1912 год рождения; тот, же год рождения, 1912-й, указан на официальном сайте
Государственного академического Малого театра России, и на официальном сайте
телеканала «Россия-Культура».
Отец - Иван Васильевич Ровенских, родился в селе Юшково Курской губернии
Российской империи. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в
хоре Белгородского монастыря. Через несколько лет ревизор, приехавший в
монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал молодого человека с собой петь
в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Иван обладал голосом такой силы,
что мог своим пением погасить свечи. Когда у него сложился баритон, он получил
приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Фёдором Ивановичем
Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и
познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей.
Мать - Александра Епифаиловна Соловьёва, графского происхождения (при советской
власти Борис Иванович старался не афишировать своё дворянское происхождение),
воспитанница Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге, знала
французский язык, много читала. Борис был младшим, пятым ребёнком в семье,
родители обвенчались после его рождения. Александра Епифаиловна умерла в
блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
После Гражданской войны Иван Васильевич перевёз семью в село Юшково Курской
губернии, на свою малую родину. В деревне не было школы, поэтому Борис учился в
средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Увлечение
театром началось у Бориса ещё в школьные годы. Ему хотелось не играть, а помогать
играть другим, организовывать театральное действо, помогать настраиваться на
сцену, на выход, сопереживать вместе с актёрами. Стоя за кулисами и чувствуя свою
сопричастность к тому, что происходит на сцене, он получал огромное наслаждение. В
его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе
обнаружил особую склонность к драматическому искусству».
В конце 20-х годов Борис Равенских вернулся в Ленинград. В первой половине 30-х годов
работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (ТРАМе) под руководством М. В.
Сокольского (впоследствии режиссёр часто использовал опыт Сокольского в своих
спектаклях).
Трижды поступал в институт, два раза сорвался, в третий раз его взяли на актёрский
факультет, откуда он потом перевёлся на режиссёрский факультет Ленинградского
института сценических искусств (мастерская ленинградских учеников и
сподвижников Мейерхольда - Н. В. Петрова и В. Н. Соловьёва; с третьего курса - самого
Всеволода Мейерхольда), который окончил в 1935 году. В том же году стал ассистентом
своего мастера в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМе) в
Москве, где работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года.
В 1938 году в «Современном театре» в Москве Борис Равенских осуществил свою первую
самостоятельную постановку - «Галина» И. В. Штока.
В 1940-1941 годах проходил практику в МХАТ СССР имени М. Горького.
С 1941 по 1950 годы был режиссёром Оперной студии имени К. С. Станиславского при МХАТ
СССР имени М. Горького.
В 1949 году в Московском академическом театре сатиры поставил спектакль «
Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Н. М. Дьяконова, который шёл на
сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на киноплёнку.
Как верный ученик Мейерхольда, в 1940-1950-х годах Борис Равенских в своих постановках
утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле. В эти годы
им были поставлены, в частности, спектакли «В тиши лесов» П. Ф. Нилина и «С любовью
не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка в Театре имени К. С. Станиславского, «
Власть тьмы» Л. Н. Толстого в Малом театре. Спектакль «Сердце девичье
затуманилось» по пьесе В. А. Курочкина, поставленный Равенских в 1959 году в
Московском драматическом театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в
нём режиссёр достиг своей цели: представить внутреннее духовное состояние
человека через музыку.
С 1960 по 1970 годы Равенских был главным режиссёром Московского драматического
театра имени А. С. Пушкина, где поставил ряд значительных для своего времени
спектаклей.
В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, куда привёл из Театра имени А. С.
Пушкина актёров-единомышленников - Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия
Носика. Самая значительная работа этого периода - спектакль «Царь Фёдор
Иоаннович» по одноимённой пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 29 мая 1973 года),
не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений.
Борис Равенских преподавал в ГИТИСе, являлся профессором кафедры режиссуры драмы
(1977). Среди его учеников - Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева, Валерий
Рыбаков.
Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не
достаёт того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка
объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться
на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания».
Он говорил, в частности: «... Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое
значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу - музыке. Когда
звучит увертюра Свиридова к «Царю Фёдору», я знаю, что в ней есть всё, что я хотел
сказать своим спектаклем. Музыка - самое демократическое из искусств. Это то, что
входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это
гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества.
Музыка - это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом
воспринимается. Чеховская «Чайка» - музыка. Я мечтаю сделать спектакль без
единого музыкального аккорда, который, тем не менее, был бы музыкален...»
В 1978 году режиссёр, покинув Малый театр, пришёл в Государственный академический
Большой театр Союза ССР для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о
слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году он поставил в Большом
театре оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноимённой пьесе-сказке А.
Н. Островского.
В начале января 1980 года Борис Равенских получил разрешение создать собственный
театр, в котором планировал собрать своих учеников.
Но мечте режиссёра не суждено было осуществиться: 10 января 1980 года он умер.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Борис Иванович был женат на актрисе Московского драматического театра имени А. С.
Пушкина Лилии Гриценко (1917-1989), сестре народного артиста СССР Николая Гриценко
(1912-1979). Супруги жили в общежитии на Трифоновской улице в Москве. Детей в браке не
было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актёру Александр Шворину, известному
ролью Марка Бороздина в фильме «Летят журавли» (1957).
Позднее Борис Иванович женился на Галине Александровне Кирюшиной (1934 - 1994) -
актрисе Малого театра в Москве. Галина и Борис познакомились в Малом театре. Семья
жила на Большой Бронной улице, в квартире на двенадцатом этаже, в доме, где
проживали многие советские знаменитости. Супруги прожили вместе до самой смерти
Бориса.
Дочь (старшая) - Александра Борисовна Ровенских (род. 27 декабря 1959), заслуженная
артистка Российской Федерации, актриса Московского академического театра имени
Владимира Маяковского, режиссёр. Имя получила в честь бабушки, матери отца.
Зять - Дмитрий Миронович Полонский (род. 20 августа 1958), советский и российский
актёр театра и кино, мастер озвучивания (дублирования) фильмов. Дмитрий - сын
Дмитрия (Мирона) Саввича Полонского (1923-1997), советского режиссёра-документалиста,
автора сценариев многих документальных и научно-популярных фильмов, работавшего
режиссёром студии «Моснаучфильм». Александра и Дмитрий поженились в 1990 году.
Внук - Дмитрий Дмитриевич Полонский (род. 1990), окончил продюсерский факультет
ГИТИСа. Является профессиональным автогонщиком и тренером по экстремальному
вождению, многократным чемпионом соревнований по ралли и кросс-спринту.
Дочь (младшая) - Галина Борисовна Равенских. Отец назвал дочь в честь жены. Внучка -
Алина.
В 2008 году на телеканале «Россия-Культура» вышел документальный фильм
«Драматическая песня. Борис Равенских», посвященный Борису Ивановичу
Равенских.
К 100-летию со дня рождения, в 2012 году дочь
Александра Ровенских выпустила книгу «Режиссёр Борис
Равенских» (сборник статей, воспоминаний, выступлений Бориса Ивановича и 50-ти его
современников).
В декабре 2015 года Старооскольское управление культуры подготовило на заседании
комиссии по увековечению памяти выдающихся деятелей отечественной истории
документы по присвоению имени режиссёра Бориса Равенских Старооскольскому
театру для детей и молодёжи (СТДМ). Инициатором выступила дочь режиссёра
Александра Ровенских, а также актриса Вера Васильева, которая в 1951 году получила
вместе с Борисом Равенских Сталинскую премию третьей степени за спектакль «
Свадьба с приданым». 17 марта 2016 года Старооскольский Совет депутатов
единогласно утвердил это решение.