Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме. Его отец, Аттилио, известный
поэт, профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к кино - еще школьником
он снял две короткометражки.
С раннего детства Бертолуччи писал стихи, а во времена студенчества в Римском
университете (1958-1961) получил национальную литературную премию за сборник «В
поисках тайны».
Бросив учебу, Бертолуччи начал свою карьеру как помощник режиссера. Бернардо
никогда не учился режиссуре в школе или в институте. Позже он скажет: «Чтобы
делать кино, нужно не только работать на площадке, но и смотреть много фильмов».
Его первые картины - «Костлявая кума» (1962), «
Перед
революцией» (1964), «
Партнер» (1968) носили отчетливо
выраженный элитарный характер. Они принесли Бертолуччи известность, но
зрительского успеха не было.
После «Стратегии паука» (1969) в творчестве Бернардо Бертолуччи наступил
переломный момент: «К концу 1960-х передо мной встал вопрос о популярности того, что
я делаю. Просто надоело обращаться к пустым залам. Появилось ощущение, что в
действительности моих фильмов нет. Они не вызывали ни восторга, ни смеха, ни слез у
публики. Хотя, надо признать, многие делали фильмы антимассовые. Внезапно я понял,
что обращался только к самому себе. Вот тогда мне и пришлось признать
существование публики».
Экранизация повести Альберто Моравиа «Конформист» (1970) стала для Бертолуччи
ступенью к массовому успеху. Режиссер поведал историю жизни интеллектуала
Марчело Клеричи из высших кругов. После мучительных сомнений он соглашается
служить режиму Муссолини. Бесспорно, по своим философским размышлениям о природе
и истоках предательства и соглашательства, о фашизме и антифашизме, об эротизме в
различных его проявлениях «Конформист» - яркий образец элитарного искусства. В то
же время фильм привлекал зрителей динамикой, эмоциональностью и психологической
глубиной актерской игры Жан-Луи Трентиньяна, Стефании Сандрелли и Доминик Санда.
Трентиньян был идеальным кандидатом на
главную мужскую роль и в следующей картине Бертолуччи «Последнее танго в
Париже» (1972). Однако, смущенный эпатажностью некоторых сцен, актер отклонил
предложение.
Картина «Последнее танго в Париже» (1972) вызвала бурю негодования
итальянской цензуры. Трагическая история любви стареющего мужчины (Марлон
Брандо) и юной темпераментной красавицы (Мария Шнайдер) поразила воображение
современников и шокировала разнообразием сексуальных ситуаций. Разгорелись
бурные дискуссии по поводу того, что считать порнографией на экране. По словам
Брандо, Бертолуччи требовал, «чтобы секс у нас с Марией был настоящим»...
В 1976 году на экран выходит одно из самых значительных произведений Бертолуччи -
«ХХ век» - широкая фреска итальянской народной жизни на протяжении полувека,
особенно подробно показывающая параллельное развитие фашизма и коммунизма в
тридцатые годы.
Действие фильма происходит в области Эмилия-Романья - на родине
режиссера. «ХХ век» построен по классической схеме семейного романа-саги: в
центре сюжета судьбы бедняка Альмо (Депардье) и аристократа Альфредо (Де Ниро),
родившихся в одном поместье. В фильме были заняты и другие знаменитости:
Ланкастер, Сазерленд, Санда, Сандрелли. Бертолуччи разрешил своей
многонациональной труппе произносить текст на своем языке, с последующим
дубляжем на итальянском.
Он умудрился снять эту гигантскую сагу за два года и всего за 6,5 миллиона долларов.
«ХХ век» дебютировал на Каннском фестивале в 1976 году. В первоначальном монтажном
варианте он шел в течение пяти часов двадцати минут. Без тени иронии Бернардо
впоследствии выразится об этой версии фильма, как «о крайне удачном первом
монтаже». Тематика эпопеи «ХХ век» - это попытки осмыслить и проанализировать
итальянское общество, понять события, происходящие в стране, ее нужды и тенденции.
После малоудачных фильмов «Луна» (1979) и «
Трагедия смешного человека» (1981) Бертолуччи замолчал на
целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал через Америку на
Восток. Так появился грандиозный замысел «Последнего императора» (1987).
Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения
излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и
переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с
недостижимостью идеала.
В созданный режиссером мощный, яркий
национальный колорит Китая начала ХХ века диссонансом вписывается фигура
единственного в этом фильме европейца (О'Тул). Немолодого джентльмена,
элегантного, невозмутимого, несущего просвещение, дыхание «старой Европы». Герой
О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди разгула
восточного варварства, жестокости. И если императора Бертолуччи показывает рабом
(при всей его неограниченной власти), то герой О'Тула внутренне свободен. Но в нем
отчетливо ощущается обреченность, бессмысленность и нежизненность европейской
цивилизации.
Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке.
«Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как
лучший иностранный фильм года.
Вдохновленный успехом, Бертолуччи
вновь устремляет взоры на загадочный и таинственный Восток. Его психологическая
драма «Под защитой небес» (1990) с Джоном Малковичем и Дэброй Уингер в главных
ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений
между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и
мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций, европейской
и восточной.
Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в
завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (1993) резко усилил
зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать
философию более понятной для массовой аудитории.
Эта картина, над которой Бертолуччи работал в течение двух лет, в том числе в
Непале и Бутане, представляет собой рассказ о событии фантастическом -
перевоплощении духа тибетского ламы в тело западного ребенка. В
киноповествование вплетены также эпизоды, воссоздающие легенду о Сиддхартхе
Гаутаме, ставшем великим Буддой. Фильм обошелся продюсерам в 35 миллионов
долларов.
«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, - говорил Бертолуччи. - Трудным
еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня:
«Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик? Это оскорбление!» Тогда
я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда...»
Фильм начал свое шествие по экранам мира в ноябре 1993 года с предварительной
премьеры в Париже в присутствии одного-единственного зрителя. Но какого - самого
Далай-ламы!...
Кинематографом увлечено все семейство
Бертолуччи: продюсером стал старший брат Бернардо - Джованни сценаристом и
режиссером - младший брат Джузеппе. Его вторая жена - Клер Пеплоу (по
происхождению англичанка) - также является режиссером, а ее брат Марк -
сценаристом, с которым Бертолуччи сотрудничает в последнее время...
По
мнению Бернардо Бертолуччи, «жить стало скучнее, мы потеряли возможность мечтать.
А я хочу обманываться, хочу видеть прекрасные сны! Мне же вместо них навязывают PR -
паблик рилейшнз. С помощью пиара сегодня утрясаются социальные конфликты,
благодаря ему становятся президентами и депутатами. Планета тихо сходит с ума.
Наверное, я старею. Иначе вы бы не услышали от меня подобных жалоб... Моя задача -
найти такое явление, которое, становясь символом, позволяет установить связь
творчества с реальностью».
Скончался 26 ноября 2018 года в возрасте 77 лет в Риме после продолжительной
болезни.