Баба Аннанов - советский, туркменский актёр кино, режиссёр, сценарист и писатель.
Лауреат Государственной премии Туркменской ССР имени Махтумкули. Народный
артист СССР.
Детство
Родился 20 февраля 1934 года в селе Карадамак под Ашхабадом (в настоящее время это
один из районов современного Ашхабада). Это была тихая окраина столицы, где люди
жили в домиках с большими дворами, огородами, фруктовыми садами и виноградниками.
По соседству с семьей Аннановых жил знаменитый художник Бяшим Нурали, неподалеку
ювелир Чары ага и мастер, изготавливавший арбы. Их образы оживут через много лет в
рассказах Баба Аннанова. Детство будущего знаменитого кинодеятеля было тяжелым и
голодным, как у большинства детей той поры.
Родители
Отец - Аннанияз Атагулы-оглы ушел на фронт в Великой Отечественной войне, и не
вернулся, а через несколько лет Баба Аннанов потерял и маму. Она погибла в ночь
Ашхабадского землетрясения 1948 года, на пороге своего дома, когда пыталась выйти
наружу. Она погибла на его глазах. Память о маме и преклонение перед ней Баба
пронёс через всю жизнь. Один из самых своих трогательных и пронзительных
рассказов он так и назвал "Сердце матери".
Выбор профессии
Баба Аннанов вовсе не мечтал стать актером, не бывал в театрах, даже фильмов видел
не слишком много. Его любимой была кинокартина "Два бойца", а кумирами Марк Бернес
и Борис Андреев. Большой удачей стала для парня-сироты возможность устроиться на
работу продавцом. Однако он хотел учиться, получить высшее образование и начал
готовиться к поступлению на юрфак. После школы он подал заявление на юридический
факультет Ашхабадского университета. Днём работал, вечером готовился. Но тут
вмешался случай, который и решил его дальнейшую судьбу. Буквально накануне
вступительных экзаменов он прочитал объявление о наборе туркменской группы в
Ташкентский театральный институт. Любопытство привело Баба в класс, где шли
экзамены на актёрское отделение. Он просто стоял в сторонке и смотрел на других
абитуриентов, кандидатов в будущие актёры, но стать, высокий рост и красивое,
одухотворённое лицо незнакомого парня привлекли внимание членов приёмной
комиссии и они предложили ему показаться. Едва Баба успел дочитать стихотворение
(а декламировал он превосходно), как его тут же приняли.
В 1959 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени
А.Н.Островского.
Театр и кино
После института Баба Аннанов некоторое время работал в Чарджоуском
драматическом театре, играл небольшие роли в кино.
Первый фильм, в котором он снялся, так и назывался "Первый экзамен". Его Баба сдал
успешно - зрители запомнили молодого актёра. Но подлинная, всенародная любовь и
признание пришли к нему после выхода на экраны фильма "Решающий шаг".
Этот фильм стал поистине эпохальным для туркменского кино. Режиссер Алты Карлиев,
композитор Нуры Халмамедов и достойный их актер Баба Аннанов, сыгравший роль
батрака Артыка Бабалы, вовлеченного в вихри революции и гражданской войны.
Картина завоевала целый ряд наград, а ее создатели стали лауреатами
Государственной премии Туркменской ССР имени Махтумкули. Так к Баба Аннанову
пришла огромная слава, популярность и всенародная любовь. Роль Артыка Бабалы
стала для него поистине звёздной и судьбоносной. А ведь первоначально худсовет
киностудии "Туркменфильм" не утвердил Баба Аннанова: посчитали, что он слишком
импозантен для роли аульного батрака, нужно найти кого-нибудь попроще. Режиссёр
картины Алты Карлиев решительно заявил: Артыка будет играть или Баба Аннанов или
никто другой. В первый же год выхода на экраны "Решающий шаг" посмотрели 50
миллионов зрителей СССР. Это был настоящий рекорд. Очень немногим из лент,
создававшихся на союзных киностудиях, выпадало счастье собрать такую огромную
аудиторию.
Баба без разбега ворвался в кинематограф, сразу заявив о себе, как о сложившемся
мастере. Видимо, ранняя взрослость, глубокое знание людей позволили ему избежать
долгих и мучительных поисков и осмысления характера своих героев. Ему стали
предлагать одну роль за другой. Снимался Баба много и охотно, причём не только на
родном "Туркменфильме". Его приглашали студии всех среднеазиатских республик,
России и Казахстана, Азербайджана и Украины.
Писатель[/b]
Простую истину, что человек талантливый талантлив во всём, Баба Аннанов
подтверждал всю жизнь. Клокотавшая в нём энергия, постоянная работа мысли искали
новых точек применения. И тогда Баба взялся за перо. В республиканских газетах и
журналах одна за другой стали появляться его повести, новеллы, стихи. Чистые,
светлые, грустные, они сразу привлекли внимание читателя образностью языка,
знанием психологии людей, тонко и точно подмеченными деталями народного быта и
традиций. При жизни у Баба Аннанова вышел всего один сборник прозы "Кяризники". Но
осталось много неопубликованного, наброски повестей, сценариев, которые ждут
своего часа.
Режиссёр и сценарист[/b]
Впрочем, и литературного труда ему тоже было мало. Баба начинает сам снимать
документальные и художественные фильмы, являясь одновременно и автором
сценариев. По его сценариям или в соавторстве им сняты фильмы "Сердар", "Зергер",
"Мастера", "Поэт", "Сейди", "Дерево мукама".
Пожалуй, лучшая его картина - "Голуби живут в кяризах". Действие происходит в 1943
году, в самый разгар войны. Но события разворачиваются не на фронте, а в маленьком
туркменском селе. Война добралась и сюда, войдя почти в каждый дом похоронами. И
всё же общее горе не ожесточило, а сплотило людей. Рискуя жизнью, старики, женщины
и дети роют кяризы, чтобы спасти от засухи пшеничное поле.
Увлечения[/b]
Всё, что ни делал Баба Аннанов - играл ли роль, снимал ли фильм, писал ли прозу - он
всё делал с увлечением. Был азартным охотником, страстно любил лошадей. Предки
Баба Аннанова были воинами, лихими наездниками, и кровь настоящих джигитов кипела
в его жилах. Он беспредельно любил ахалтекинцев. Про него даже говорили: "У Баба
взгляд, как у ахалтекинского скакуна". Он сам был прекрасным всадником и ценил
древнее туркменское искусство верховой езды.
Признание и всенародная
слава[/b]
Актер не занимался саморекламой, не стремился к званиям и наградам, но его вклад в
искусство был оценен по достоинству. В 32 года Баба Аннанов - заслуженный артист
Туркменской ССР, затем народный, а в 1986 году он получил высшую на тот момент оценку
труда актера - стал народным артистом СССР.
Последняя режиссёрская и актёрская
работа[/b]
Фильм "Зухре и Тахир" был последней режиссёрской, актёрской и сценарной работой
Баба Аннанова. Сценарий по дестану Молланепеса он написал в соавторстве с Д.
Худайкулиевым, и сыграл в фильме одну из главных ролей - правителя Баба-хана, отца
Зохре. Вторым режиссёром на картине стал его сын Керим. Отца и сына уже давно
связывали не только родственные, но и профессиональные отношения. Они играли в
одних фильмах, вместе работали над сценариями. Впоследствии Керим экранизировал
две новеллы отца "Волчица" и "Легенда", которые с успехом прошли по всесоюзным
экранам, были отмечены наградами различных кинофестивалей и вызвали
одобрительные отзывы кинокритиков и прессы.
Баба Аннанов был поразительно красив. Не только внешне, но и внутренне, являя
собой образец редкой гармонии внешности и характера. Он был настоящим
интеллигентом, а интеллигентность это не только и не столько эрудиция, это, прежде
всего, мудрость и совестливость, сдержанность и тактичность. Многие годы
оставаясь яркой звездой на кинематографическом небосклоне, он не заболел
"звёздной болезнью", а был таким же простым и доброжелательным, как и в начале
своего творческого пути. И ещё он был примером мужества. Он уже был неизлечимо
болен, но, превозмогая себя, продолжал работать.
Скончался актер 27 декабря 1991 года в возрасте 57 лет в Ашхабаде.
Личная жизнь
Баба Аннанов был женат. В браке родилось трое детей.
Сын - Керим
Аннанов (1958 - 2017), актёр, кинорежиссёр, сценарист. Заслуженный деятель
искусств Туркмении.
Дочь - Бахар Аллакова.
Дочь - Дженнет Аннанова.