Азербайджанский советский композитор, дирижёр, музыковед, музыкальный критик и
публицист, народный артист Азербайджанской ССР. Брат режиссёра Шамси Бадалбейли.
Автор музыки и либретто первого азербайджанского балета и первого балета на
мусульманском Востоке
«Девичья
башня», опер, таких как
«Низами» (1948 год),
посвящённого мыслителю и поэту Низами Гянджеви,
«Ивы
не заплачут» (1971 год), произведений для симфонического оркестра, музыки к ряду
пьес.
Известны и его труды и статьи в областях музыковедения. Популярным является его
толковый-монографический музыкальный словарь, в которой наряду с известными
музыкальными терминами собраны и разработанные им азербайджанские термины.
Бадалбейли помимо родного азербайджанского и русского владел также персидским и
арабским языками.
Детство
Афрасияб Бадалбейли родился 19 апреля 1907 года в Баку в семье выходцев из города
Шуша. Его мать, Рагима Каджар, была внучкой принца Бахмана Мирзы Каджара (тюркский
род в Персии, родственники иракских шахов). Его отец, Бадалбек Бадалбейли окончил
Закавказскую учительскую семинарию в Гори. Позднее он переехал в Баку, где
основал Русско-мусульманскую школу в районе улицы Советской, которую называли
также «Школа Бадалбека».
Афрасияб был старшим из шести детей в семье. В 1916 году в возрасте девяти лет он
пошёл в открывшуюся только что 6-ю мусульмано-русскую музыкальную школу,
директором которой был его отец. С 1916 по 1924 год учится в 1-м Реальном училище
Образцовой Школе 2-й степени при Государственном педагогическом институте.
C 1922 по 1928 год в Азербайджанском государственном тюркском музыкальном техникуме
Афрасияб посещал также уроки по классу скрипки и музыкальной теории.
Учёба и карьера
После окончания же Азербайджанского театрального училища (ныне Бакинский
государственный музыкальный техникум), его пригласили в Азербайджанский
драматический театр на роль заведующего музыкальной частью. Здесь Афрасияб
начинает сочинять музыку к главным спектаклям текущего репертуара.
В 1930 году Бадалбейли начал работать в Азербайджанском театре оперы и балета в
качестве дирижёра. В этом же году окончил факультет «Восточные языки»
Азербайджанского государственного университета по специальности
востоковед-филолог. С 1931 года - дирижёр симфонических концертов.
С 1932 года по 1933 год занимался в Московской консерватории по классу дирижирования
К. С. Сараджева. За это время учёбы он сочинил 8 вариаций, сонатину для виолончели и
фортепиано, этюд для фортепиано, сюиту для симфонического оркестра в трёх частях,
квартет для двух скрипок, альта и виолончели.
В сентябре 1934 года Афрасияб поступает на композиторское отделение музыкального
техникума при Ленинградской государственной консерватории им. Н.
Римского-Корсакова. В целях повышения дирижёрского мастерства Бадалбейли
одновременно работает ассистентом дирижёра в Ленинградском государственном
театре оперы и балета. Его руководителем был главный дирижёр театра Владимир
Дранишников.
В 1938 году он окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории по
классу композиции Бориса Зейдмана. В это же время, в 1931 году, Афрасияб Бадалбейли
женился на уже заявившей о себе первой азербайджанской балерине
Гамэр Алмасзаде, которая продолжала учёбу в Ленинградском
хореографическом училище в классе выдающегося педагога Марии Фёдоровны
Романовой. На родину, в Азербайджан, супруги вернулись с замыслом создать первый
азербайджанский классический балет. В этом же году Бадалбейли начал работать в
должности дирижёра в Азербайджанском театре оперы и балета.
В 1940 году Афрасияб Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет
«Девичья
башня», посвящённый жене, Гамэр Алмасзаде и ставшего первым балетом на
мусульманском Востоке. Премьера первого балета на мусульманском Востоке
состоялась на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета 18
апреля 1940 года. В мае же 1959 года балет с большим успехом ставится в Москве на сцене
Большого театра СССР, в рамках декады Азербайджанской литературы и искусства. А
самому Бадалбейли 23 апреля 1940 года указом Президиума Верховного Совета
Азербайджанской ССР было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств», за
выдающиеся заслуги в области искусства.
В 1941 году он, вместе с переехавшим из Москвы в Баку своим учителем Борисом
Зейдманом, написал оперу
«Гнев
народный». Также работал над оперой
«Низами», премьеру
постановки которой на сцене Театра оперы и балета приурочил к большой юбилейной
дате - 800-летию великого мыслителя и поэта XII века Низами Гянджеви. Опера была
поставлена 12 декабря 1948 года.
В то же время, дирижируя на сцене оперного театра, Бадалбейли знакомил зрителей с
творчеством таких классиков, как Гаджибеков и Магомаев, Чайковский,
Римский-Корсаков, Глазунов, Бородин, Глиэр и Верди, Россини, Пуччини, Бизе,
Леонкавалло, Адан, Минкус, Дриго и др.
С мая по июнь 1942 года, Бадалбейли работает в Бакинской киностудии над
озвучиванием и музыкальным оформлением кинофильма «Бахтияр». С 1943 по 1946 год
Бадалбейли был художественным руководителем Азербайджанской филармонии.
С 1952 по 1956 год - Председатель сектора «Музыковедение и музыкальная критика» Союза
Композиторов Азербайджана.
24 мая 1960 года указом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР «За
достижения в области культуры» ему было присвоено звание народного артиста
Азербайджанской ССР.
С 1969 по 1973 год - Председатель Азербайджанского хорового общества. В 1971 году была
поставлена опера
«Ивы
не заплачут». Будучи автором музыки и либретто, режиссёром и дирижёром
спектакля, Бадалбейли хотел передать впечатления пережитой народом Великой
Отечественной войны. До конца жизни Афрасияб Бадалбейли работал в должности
главного дирижёра в Азербайджанском государственном театре оперы и балета.
Личная жизнь
Афрасияб Бадалбейли был женат два раза.
Со своей первой женой, балериной Гамэр Алмасзаде он познакомился в Ленинграде.
Первая азербайджанская балерина, Гамэр училась тогда в Ленинградском
хореографическом училище. После свадьбы супруги вернулись в Баку, где создали
первый национальный азербайджанский балет (1940 г.). Главную роль, роль Гюльянаг,
сыграла Гамэр Алмасзаде. Однако, впоследствии их брак распался.
Второй раз Афрасияб Бадалбейли женился в 1963 году на 28-летней Евгении Орагвелидзе,
работавшей на Грузинском телевидении. Афрасияб и Евгения прожили вместе 12 лет.
Сын Евгении от первого брака Дима называл Афрасияба папой.
Скончался Афрасияб Бадалбейли 6 января 1976 года от острой сердечной
недостаточности. Похоронили композитора в Баку во «II Аллее почётного
захоронения».
Память
О жизни и творчестве Афрасияба Бадалбейли сняты документальные фильмы:
"Продолжение жизни" (1993), "Всё как есть" (2000). Именем композитора названа детская
музыкальная школа № 23 города Баку, на проспекте «Азадлыг», а на стене дома в Баку,
в котором жил Бадалбейли установлена мемориальная доска.