Анджей Жулавский (польск. Andrzej Zulawski; 1940 - 2016) - польский кинорежиссёр, сценарист и
писатель. Предпочитал снимать некоммерческое кино, неоднозначные и полные
насилия фильмы в стиле арт-хаус. В Европе его считали одним из самых необычных
режиссеров послевоенного поколения.
Ранние годы
Родился во Львове. Сын поэта, писателя и дипломата Мирослава Жулавского, внук
писателя Ежи Жулавского. После начала немецкого вторжения в СССР семья Жулавских
бежала от коммунистов и наступавших немцев в Чехословакию, оттуда в Польшу, затем
во Францию. Среднюю школу закончил во Франции.
Изучал философию в Варшаве, затем киноискусство - в IDHEC (Высший Институт
Кинематографии) в Париже (1957-1959 гг.), политические науки в Университете Сорбонны
(Париж).
Вернувшись в Польшу, был ассистентом, а затем и вторым режиссёром у режиссера
Анджея Вайды (1960-1966 годы). Начинал как постановщик телевизионных фильмов, из
которых следует особо выделить «Павончелло» и «Песнь торжествующей любви».
Творчество
Творческий дебют А. Жулавского произошёл в освобождённой Польше, куда после войны
вернулся режиссёр. В 1971 снял первый самостоятельный фильм «Третья часть ночи»,
который буквально потряс зрителей. Такого о войне не снимали ни до, ни после: чтобы
выжить, молодой человек завербовался живым мясом для тифозных блох и комаров.
Этот фильм стал манифестом нового польского кино, удостоен премии Анджея Мунка.
Вторая польская лента Жулавского «Дьявол» (1972) была запрещена цензурой, выпущена
только в 1988. Главную женскую роль в картине исполнила первая жена Жулавского
Малгожата Браунек .
Фильм «На серебряной планете», поставленный по роману его деда Иржи Жулавского,
был запрещён польскими властями, доснят и выпущен лишь после краха
коммунистической системы. После того как съемки этой картины были прикрыты
польскими властями, Жулавский эмигрировал во Францию.
К этому времени режиссёр успел сделать имя и во Франции, сняв картину «Главное -
любить» с Роми Шнайдер и Клаусом Кински. Потом последовали «Обладание» (с Изабель
Аджани, Золотой астероид на фестивале фантастических фильмов в Триесте),
«Публичная женщина» (с Валери Каприски, специальная премия жюри на кинофестивале
в Монреале), «Шальная любовь» (с Софи Марсо, по роману «Идиот» Достоевского). Софи
Марсо впоследствии стала женой режиссёра и родила ему сына.
Софи Марсо участвовала и в следующих работах - трагической мелодраме «Мои ночи
прекраснее ваших дней» (1988) и в фильме «Голубая нота» (1991), истории взаимоотношений
Жорж Санд, ее дочери и Фредерика Шопена, а позднее - «Верность» (по роману Мадам де
Лафайет «Принцесса Клевская»).
Также снял в 1989 свою киноверсию оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»,
выдержанную в весьма русофобском духе. Музыкальным руководителем постановки был
великий Мстислав Ростропович, записавший оперу вместе с Галиной Вишневской,
другими звездами вокала и Вашингтонским симфоническим оркестром. Режиссер
использовал фонограмму вашингтонского спектакля Мстислава Ростроповича и
сократил ее почти вдвое, переставив отдельные эпизоды местами. Поручив одному
актеру роли Гришки Отрепьева и Юродивого, он ввёл в фильм милиционеров с
овчарками, расставил в кадре лагерные сторожевые вышки и насытил его жесткой
эротикой. Увидев результат, Ростропович подал в суд и проиграл его, но добился,
чтобы в фильме появился титр о его резком протесте против режиссерской концепции.
Концепцию же можно свести к следующему - это изощренное глумление польского
националиста над русской историей и русской музыкой.
В Польше также режиссёром был снят эротический фильм «Шаманка» (1996) по сценарию
Мануэлы Гретковской.
Жулавский и Марсо прожили вместе 15 лет и сняли 4 картины. Разрыву с Софи,
произошедшему в 2001 году, Жулавский посвятил целых две автобиографических книги -
«О ней / O niej» и «Неверность / L’Infidélité».
Скончался 17 февраля 2016 года после тяжелой болезни (рак).
С использованием материалов зарубежных сайтов. Перевод: Lisochek