Мухаммад-Али Махмадов - известный таджикский киноактер, родился в 1951 году.
В 1972г. окончил Таджикское республиканское художественное училище им. Олимова.
С 1973 по 1974гг. - студент Таджикского музыкального училища по классу ударных.
В 1979г. окончил отделение искусствоведения Таджикского государственного
университета.
В 1984г. окончил режиссерские курсы.
С 1986 по 1992гг. - актер Театра "Полуостров" (г. Москва).
Интервью изданию «Бизнес и Политика» от 20 декабря 2012 года
- Мухаммад-Али, даже не верится, что вам уже 60...Вы полны энтузиазма и жизненной
энергии, чего не скажешь о многих ваших сверстниках, которых нелегкая судьба
изрядно «побила и помяла». Может, поделитесь секретом своей молодости?
- Какой может быть секрет? Нужно просто любить жизнь. Родился и вырос в
интернациональной семье: мать - украинка, отец - таджик. Всю свою сознательную
жизнь прожил в местечке Хазрати Мавлоно неподалеку от столицы, учился в
русскоязычной душанбинской школе, закончил художественное училище им. Олимова,
немного проучился в музыкальном училище по классу ударных, потом был
исторический факультет Таджикского госуниверситета, работа в комсомоле,
перспектива в дальнейшем стать партработником...Но, бац! В один прекрасный день
все перевернулось: я встретил на своем жизненном пути очень интересного человека,
режиссера Марата Арипова, который увел меня в страну КИНО.
- А что, до этого разве Вы не были знакомы с кинематографом? И почему сразу не
стали актером, если у Вас была к этому тяга?
- Еще будучи мальчишкой, живя в колхозе, я втайне от отца сбегал в сельский клуб по
вечерам, чтобы смотреть кино, так как в сельских условиях познание мира проходило
именно через него. Иногда за деньги, но часто бесплатно киномеханик дядя Карим
пропускал меня на вечерние сеансы, и, я буквально растворялся в фильмах, которые
показывали на экране. А когда я возвращался домой, отец, бывало, порол меня за то,
что я бросив домашние дела, не приготовив уроки, без спроса убегаю в кино. Но
получалось так, что я снова убегал...
Потом я вырос, мечты о кино улетучились, так как отец возлагал на меня, как
старшего сына большие надежды: чтобы я стал ученым или партийным работником,
короче важным человеком и он гордился мной. Но все пошло не так...
- Кстати, я общалась с различными людьми вашего поколения, и когда они
вспоминали о Вас, то с улыбкой и любовью называли Аликом...
- Действительно, в 70-х меня все знали как Алика. В те годы рок-музыка была очень
популярна как среди молодежи, так и среди старшего поколения. А к этому времени я
уже серьезно увлекался музыкой и мы с друзьями первыми в республике создали
рок-группу. А называлась она «Бустон». Я руководил группой, играл на ударных
инструментах. Мы выросли на музыке The Beatles,Led Zeppelin, Deep Purple, Jimi Hendrix, Mick Jagger, в общем, на
тех хитах, которые знали все. Мы являлись носителями нового направления в
музыкальной жизни республики, нас знали и любили. Даже ребята из группы «Машина
времени», однажды приехав в Душанбе, удивились, что у нас такая «продвинутая»
музыка. Но, к сожалению, со временем, по различным причинам я «завязал» с этим.
- Так как же комсомольский работник Мухаммад-Али Махмадов все-таки стал
актером?
- Режиссер Марат Арипов случайно меня увидел, когда я дрался, отстаивая честь
девушки. Я, конечно, не знал, что за мной наблюдают. Когда Марат Арипов пригласил
меня сняться в его картине «
Стрельба дуплетом», я опешил: у меня не было специального
кинематографического образования (да и сейчас нет!), а здесь - главная роль. И еще я
остановился перед выбором: партийная карьера или... Страна КИНО меня привлекала
больше и больше.
Первая роль,- всегда незабываемая. Помню, как в течение 2-3 месяцев Марат-ако
готовил меня, репетировал со мной у себя дома. И никогда, пожалуй, не забуду как
весь этот процесс проходил под пристальным вниманием его матери - Народной
артистки СССР Тухфы Фозиловой! Вот перед ее взглядом я действительно, млел...
Благодаря этой картине я, наверное, и стал актером, потому что от первой сыгранной
роли многое зависит. За роль Умара Сангинова в картине «
Стрельба дуплетом» я получил приз «За исполнение лучшей мужской роли»,
который мне вручил на народном кинофестивале в 1980 году известный режиссер
Владимир Мотыль. Но самое главное - я получил признание отца, который был против
моего выбора. Когда на экраны вышел фильм «
Стрельба дуплетом», отец отдыхал в крымском санатории для участников
ВОВ. Там показали эту картину, образ положительного и отважного героя, сыгранного
мной, пришелся по душе отцу и его товарищам, и даже окружающие, узнав, что он отец
актера, сыгравшего эту роль, поменяли свое отношение к нему. Отец одобрил мой
выбор и благословил меня.
- Изучая вашу богатую биографию, я поняла, что ваш профессиональный успех в
вашей востребованности - как актера. Как Вам удалось при развале «Таджикфильма»,
когда целое поколение прекрасных актеров осталось «не у дел», «удержаться на
плаву», как говориться «не засохнуть»?
- Все началось с развала Союза, с началом событий 90-х годов в Таджикистане, когда
началась гражданская война и остановился процесс кинопроизводства и когда
многие именитые режиссеры, операторы и актеры стали уезжать из страны. Я тоже был
вынужден уехать с семьей, до этого еще при февральских событиях разъяренная толпа
сбила мою жену Марианну с дороги и она упала в бетонный лоток и повредила
позвоночник. Мы ее долго лечили. Потом было небезопасно для моих детей, которые
учились в 9-й столичной школе, которая находилась довольно далеко от дома и
буквально рядом с площадью Шахидон. Когда начались первые митинги в Душанбе,
однажды, дети вовремя не вернулись из школы. Я хотел поехать за ними на машине, но
меня в дороге остановил сосед: «Куда ты едешь? Там стреляют. Советую никуда не
выезжать из кишлака». Я просто оцепенел, а супруга в ужасе села на землю. Те
полчаса, когда мы ждали сыновей, нам показались целой вечностью. И когда все-таки
дети вернулись, с супругой случилась истерика и я понял, что это все небезопасно
для всех.
Все закончилось тем, что вскоре я уехал на съемки в Алжир и там
услышал, что в Таджикистане началась гражданская война. Я срочно вылетел в Москву,
а в это время супруга получила работу в посольстве Таджикистана в России и тоже
прилетела с детьми туда. Так мы остались в Москве, и в эти трудные годы меня
спасали друзья по - бывшему советскому киноцеху - приглашали сниматься в своих
фильмах. Все время между съемками я метался между Москвой и Душанбе, так как у меня
здесь оставались престарелые родители, сестра и брат. Кстати, маме 91 год и я
приехал в Таджикистан, чтобы жить с ней... Мне в свое время предлагали жить и
работать в Алжире, в России, Казахстане и даже США, но я отказался. В моей жизни
было много вариантов изменить жизнь к лучшему в плане социальной обеспеченности
и пресловутой стабильности. В Таджикистане тяжело жить, но это мой родной дом. Мой
родной кишлак Хазрати Мавлоно имеет такую притягательную силу...
-
Мухаммад-Али, в преддверии Нового года, когда приходит время подводить итоги
уходящего года, хотелось бы спросить: чем был примечателен для Вас 2012 год?[/b]
- Начну, пожалуй, с того, что начиная с конца 2011 года, в моей жизни произошли очень
яркие события. Во-первых, год назад президент страны Эмомали Рахмон присвоил мне
звание Народный артист Таджикистана, а еще я отметил свой 60-летний юбилей. Затем
последовало еще одно очень значимое событие в моей жизни и пожалуй, в жизни моей
страны - в апреле 2012 года я стал лауреатом межгосударственной премии «Звезда
Содружества» в области культуры и искусства. Это очень престижная премия,
эквивалент госпремии СССР. Высокая награда присуждается ежегодно за крупный
вклад в области науки и образования, культуры и искусства, гуманитарной
деятельности. В трех номинациях премии получили 7 лауреатов на всю территорию СНГ,
и я - один из них. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство страны за
оказанную поддержку и доверие, ведь именно оно выдвинуло и одобрило мою
кандидатуру, хотя были и другие номинанты.
Миссия Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества
государств-участников СНГ, который учредил эту премию, посредством различных
культурных проектов сблизить народы СНГ, содействовать гуманитарному
сотрудничеству, чтобы народы бывшего СССР, как можно больше знали друг о друге.
Награждал всех нас председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин.
Среди лауреатов были такие известные в мире личности, как российский
кардиохирург Лео Бокерия - руководитель Научного центра сердечно-сосудистой
хирургии им. Бакулева РАН, первая леди Азейрбайджана Мехрибан Алиева - президент
Фонда Гейдара Алиева, Ибрагим Джунусов - композитор, министр культуры
Кыргызстана, Анатолий Ярмоленко - художественный руководитель ансамбля «Сябры»
из Белоруссии. Я был горд и счастлив находиться среди этих выдающихся людей и мне
навсегда запомнились слова «сердечного доктора» Лео Бокерия, который
обратившись ко мне сказал: «Я знаю, что хорошие актеры все в жизни пропускают
через свое сердце, если когда-нибудь у вас будут проблемы с вашим сердцем, а я знаю
они будут, обязательно найдите меня».
Я - второй таджик, который получил такую престижную премию. В 2008 году в номинации в
области науки и образования «Звезду Содружества» получал наш известный
ученый-астролог Пулат Бабаджанов, и в моей номинации по искусству и культуре я
второй актер, получивший эту высокую награду. До меня ее получил известный
казахский актер Асанали Ашимов. Это большая честь для меня, но моя «Звезда
Созвездия» принадлежит всему таджикскому народу. И я очень сожалею, что мой народ
во имя которого, я живу и работаю, об этом почти не знает.
Марина Кувватова