Алексей Алексеевич Никульников родился 15 мая 1961 года в Ростовской области.
В 1980 году окончил Ростовское училище искусств, в 1984 году - Школу-студию МХАТ (курс
И. Тарханова).
C 1986 года и по настоящее время - актёр Московского театра «Около дома
Станиславского». В кино дебютировал, еще учась в Ростове, в 1979 году в роли Ивана,
сына Клавдии в фильме «
Цыган».
В 1985 году снялся в продолжении телефильма - «
Возвращение Будулая». Роль сына Клавдии принесла актеру всесоюзную
славу и любовь зрителей.
После того, как завоевал всероссийский успех, занимался разным: ходил на кораблях
дальнего плавания, работал на сейнерах, посетил множество стран, жил в Новой
Зеландии. Много лет занимается бардовской песней, пишет стихи, музыку, выступает с
концертами.
В фильмографии актера 15 ролей в фильмах и сериалах:
Жил отважный капитан (1985),
Михайло Ломоносов (1986),
Горячев и
другие (1992-1994),
Раскол (1993),
Петербургские тайны (1994),
Мужской талисман (1995), Возвращение Мухтара (2003),
Слепой (2004),
Атаман (2005), Всегда говори «Всегда»-
5 (2009),
Тухачевский. Заговор маршала (2010),
Застывшие депеши (2010).
Ведет на ТВ еженедельную передачу для детей об истоках православия.
Из интервью Алексея Никульникова:
О фильме "Цыган"
Мне было всего семнадцать лет, когда я попал на съемки. Интересно, что я был первым
человеком в ростовском училище, который был утвержден на роль и снялся. Все
произошло достаточно спонтанно.
В Ростов приехал второй режиссер этого фильма с целью договориться с оседлыми
цыганами, чтобы они сделали кибитки для съемок и поучаствовали в массовых сценах.
Кстати, настоящие цыгане в этом фильме только в массовке и были, за исключением
Сони Тимофеевой, игравшей Шелоро. Режиссер узнал о нашем училище и решил
заглянуть туда, видимо, просто от наличия свободного времени. Попал он на
генеральную репетицию оратории, которую студенты готовили к шестидесятилетию
ВЛКСМ. Со всего моего курса один я принимал участие в этом действии: должен был
читать монологи Павки Корчагина.
Несмотря на это, я отправился к
моему другу отпраздновать рождение его дочери. Это был первый ребенок на курсе, не
прийти было невозможно! Естественно, я опоздал. Я влетел с сумасшедшими глазами,
готовый нести какой-то бред, чтобы извиниться... А меня никто не ругает! Наоборот,
все торопят выйти на сцену, предупреждают о каком-то режиссере в зале. Какой
режиссер, какой фильм? Я ничего не понял! Начали мы читать, петь... Мой руководитель
курса делает мне какие-то знаки из зала: мол, давай поднажми! Я думал: почему это?
Неужели у меня ничего не получается? Возможно, из-за этих мыслей Павка Корчагин
какой-то злой получился... Оказалось, что режиссер рассказал, какой примерно типаж
нужен на роль Вани. Ему посоветовали меня. Но я-то был не в курсе! Может, поэтому все
прошло так гладко. Режиссер попросил у меня фотографии, сказал, что скорее всего
придет вызов на пробы в Одессу. Этому я очень обрадовался, хотя не очень-то
поверил. Но вызов пришел. К тому времени у меня поменялся руководитель курса.
Новый поставил вопрос ребром: либо я никуда не еду и остаюсь в училище, либо я
сразу могу забирать документы. Я не стал долго думать и моментально написал
заявление об уходе. На тот момент учиться мне оставалось полтора года. Затем
пришло подтверждение, что я утвержден. Это было в конце третьего курса. Мы должны
репетировать дипломные спектакли, из которых - "Иванов" и "Кьоджинские перепалки" -
у меня были одни из главных ролей. У меня опять началась борьба, опять пришлось
написать заявление об уходе и уехать сниматься. Но у меня был замечательный курс:
они меня отстояли. Таким образом, мне удалось и поучиться, и посниматься.
Роль в "Цыгане" очень повлияла на мою жизнь. Меня еще мой первый педагог
предостерегал: "Я знаю, что ты поедешь, но учти - персонаж узнаваемый, фильм будут
часто показывать, тебе это может сильно навредить. Возможно, эта популярность
перекроет всю твою актерскую судьбу". Сейчас в театре все замечательно, но
кино... там у меня не было работы в течение многих лет. Я больше могу рассказывать
о том, где я не снимался, чем где снялся. Бывало, что меня уже утверждали на роль, я
учил текст, на меня шили костюмы, но в какой-то последней инстанции кто-то
произносил: "Русского бы сюда..." Уверения в том, что я и так русский не проходили.
Аргумент был один: "Его видели в "Цыгане". Таким образом, мой педагог отчасти
оказался прав.
О стихах и песнях[/b]
Стихи я начал писать еще со школы. Даже однажды экзаменационное сочинение в
восьмом классе написал в стихах. Тема была такая: "Ты на подвиг зовешь,
комсомольский билет". Хотелось достойно выкрутиться из этой ситуации. Я был
достаточно подкован в поэзии и решил, что надо написать нечто среднее между
Евтушенко и Рождественским. К сожалению, всего текста я не помню, могу прочитать
лишь финал:
"Я создать бы хотел в память тем монумент,
Где ни бронзовых тел, и ни траурных лент.
В честь огромных и скромных комсомольских побед
Мне б воздвигнуть огромный комсомольский билет!"
Мне просто вынуждены были поставить "отлично"! Как бы ко мне ни относились! А
преподавательница литературы недолюбливала меня за то, что я либо ничего не
писал, либо писал в стихах. Меня достаточно сложно заставить что-то сделать. Если я
сам не захочу - ничего не будет. Если со мной поступали по-взрослому, я шел
навстречу, а когда старались сделать добропорядочного пионера или комсомольца,
то лучше не пытались бы...
Гитару я впервые взял в руки в училище. Когда мы поступили туда, наш педагог
поставил нам задание: через полгода вы должны спеть песню под собственный
аккомпанемент. Умеете - нет, мне неважно. Учитесь! Как только я узнал первые три
аккорда, подумал: "А почему бы не спеть свои стихи под свою музыку?" Тогда и
родились мои первые песни.
В училище мы с курсом сами сочинили и поставили спектакль "Маугли", который можно с
уверенностью назвать мюзиклом. Я играл главную роль и писал стихи для двенадцати
песен, входящих в спектакль. Мы потом показали его в ростовском ТЮЗе, и, что было
особенно приятно, нам никто не поверил, что мы все сделали сами.
Я не хочу называть себя бардом, сейчас это понятие чересчур раскручено. Пропадает
душевность, возникают какие-то обязательства. На концертах почему-то надо спеть
песню известного автора, а я хочу петь свое! Хочется делать свое дело: быть
автором-исполнителем, а не певцом.
О Новой Зеландии
Из-за событий,
происходящих вокруг, бывает такое состояние души, когда не жаль ничего, когда
чувствуешь, что нечего терять. Внутри - пустота, которую необходимо чем-то
заполнить. Таким был я в 1995 году. Сам себя боялся в то время. Не было интереса жить.
Вокруг что-то происходит, а у меня - никакой ответной реакции. Внешне все в порядке,
но внутри будто все оборвалось... Хотелось бросить все. И тут мои друзья,
уехавшие на постоянное место жительства в Новую Зеландию, прислали мне вызов.
Поначалу я собирался ехать туда месяца на три, максимум на шесть, а остался на два
года...
В Новой Зеландии, конечно, хорошо, но очень сложно найти себе занятие! С голода ты,
естественно, не умрешь. Работы хватает: я и строил, и рушил, красил, штукатурил,
развозил еду из индийского ресторана, пылесосил огромный офис. Иногда в день было
по две-три работы. Попутно бесплатно раз в неделю пел в православной церкви в
церковном хоре.
Стал первым ведущим радиопрограммы на русском языке. Этот эфир был раз в неделю, и
тоже бесплатно. Я должен был прочитать новости, поговорить с гостем в студии и
напоследок рассказать детям сказку. Последнее занятие было самое любимое! Я читал
Пушкина, Чуковского и Маршака, это доставляло мне настоящее удовольствие.
Одна актриса, приехавшая из Киева, уговорила
меня поучаствовать в фестивале и поставить пьесу Чехова "Медведь". Я не очень
загорелся этой идеей, так как не могу работать с женщинами-режиссерами. Пусть она -
человек одаренный, я все равно буду чем-то недоволен. И потом выучить столько
текста на английском языке было сложно. В институте я учил французский, в Новую
Зеландию поехал с минимальным знанием английского. Я согласился играть при одном
условии: по-английски я буду говорить тот текст, который необходим зрителю для
понимания сюжета. Остальное (а у героя это в основном ругань) - по-русски. Так мы и
сыграли спектакль.
Был еще один интересный опыт. Я сделал моноспектакль, состоящий из стихов и песен,
продолжавшийся полтора часа. Естественно, на русском языке. Удержать внимание ста
пятидесяти человек было большой удачей, так как люди там совершенно
нетеатральные. В зале было много людей, соприкасавшихся с русским языком.
Но даже такой активный образ жизни в конце концов надоел. И я ушел на три месяца
под Антарктиду ловить кальмаров. Будучи матросом рыборазделочного цеха! Этому
периоду посвящена песенка "Рыбцеховский вальсок". В Россию я вернулся в 1997 году.
По возвращении я даже не знал, идти ли мне обратно в театр. По совету друзей начал
заниматься пением по бардкафе. Раньше я такого не делал. Сразу я и не мог
вернуться: необходимо было по-новому привыкать к России.
О театре "Около дома Станиславского "[/b]
Спектакль
"Странники и гусары", в котором звучат две мои песни ("В моем дому" и "Гусарский
романс"), поначалу назывался "Я играю на похоронах и танцах" и не имел никакого
отношения к Чехову. В нем я играл Васеньку - сына Сарафанова. Спектакль сошел со
сцены, затем был восстановлен как "Странники и гусары". В нем я уже играл Сильву.
Долго не понимал спектакля, его конструкции, но сейчас играть все легче. В театре,
в котором я играю, очень важна форма, и естественно - идея, проходящая через все
действие. Потому так важным было, когда нашлось какое-то свое объяснение того, что
мы делаем, почему именно я в этот момент пою именно эти песни.
В спектакль "Нужна трагическая актриса", как и в "Странников и гусаров", мои песни
попали случайно. Просто наигрывал что-то во время репетиций, а режиссер вдруг
захотел оставить их в спектакле.