Алекса́ндр Ефи́мович Родня́нский (род. 2 июля 1961, Киев, Украина) - украинский
режиссёр, продюсер и медиа-менеджер, основатель телеканала «1+1». Трёхкратный
лауреат премии Российской академии кинематографических искусств «Ника»; лауреат
15 премий Академии российского телевидения «ТЭФИ»; четырёхкратный лауреат премии
российской академии кинематографических искусств «Золотой орёл». Заслуженный
деятель искусств Украины (1998). С июня 2016 года - член Американской академии
кинематографических искусств и наук.
Родился в семье кинематографистов: его дед, сценарист Зиновий Борисович
Роднянский, был главным редактором Киностудии документальных фильмов
(двоюродная сестра Зиновия Роднянского - известный кинорежиссёр Эсфирь Шуб); отец,
Ефим Наумович Фридман (1937-1977), был главным инженером, мать - Лариса Зиновьевна
Роднянская (1938-2004) - директором киностудии «Контакт» Союза кинематографистов
Украины. Тётя Александра Роднянского - Ирина Роднянская, российский литературный
критик и литературовед.
Окончил факультет кинорежиссуры Киевского национального университета театра,
кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого (мастерская режиссёра Феликса
Соболева). В 1983 году пришёл кинорежиссёром на студию «Киевнаучфильм».
Документальные фильмы Роднянского были отмечены международными и российскими
наградами. Среди его работ: «
Усталые
города», «Миссия Рауля Валленберга» (премия «Ника» в номинации «Лучший
научно-популярный фильм», премия Европейской Киноакадемии «Феликс» в номинации
«Лучший европейский документальный фильм»), «
Свидание
с отцом», «Прощай, СССР. Фильм I. Личный» (Гран-При МКФ Молодого кино в Валенсии,
номинация на премию «Ника» за «Лучший документальный фильм», Специальный приз
жюри документального кино в Нионе, Гран-При за лучший документальный фильм МКФ
немецкого кино в Дуйсбурге), «Прощай, СССР. Фильм II» (премия «Ника» в номинации
«Лучший неигровой фильм», приз «Серебряный голубь» МКФ неигрового и
анимационного кино в Лейпциге, Приз жюри и приз FIPRESCI международного
кинофестиваля неигрового кино в Ямагате, Гран-при МКФ в Страсбурге).
С 1990 по 1994 год работал продюсером и режиссёром ведущего на немецком телеканале
ZDF.
Вернувшись на Украину, Роднянский на базе ранее государственного первого канала
создал в 1995 году первый независимый украиноязычный телеканал «1+1», ставший, под
его руководством, лидером национального телевизионного вещания.
На «1+1» впервые для украинского телевидения были представлены новые жанры и
форматы: международный тележурнал «Телемания», политическое ток-шоу «Табу»
жесткие политические дебаты «5 на 5», знаменитое юмористическое ток-шоу «СВ-шоу», а
также показы лучших фильмов мировой коллекции кинематографа (фильмы Мартина
Скорсезе, Серджио Леоне, Питера Гринуэйя, Джима Джармуша и др.), американские
телесериалы - «Династия», «Мелроуз плейс», «Беверли Хиллз 90210», «Детектив Нэш
Бриджес». Спустя несколько месяцев после запуска каналов первые исследования
продемонстрировали высокие телевизионные рейтинги: доля аудитории старше
четырёх лет составила больше 35 %. Была запущена телеигра «Первый миллион» -
украинская версия знаменитого международного формата «Кто хочет стать
миллионером?», а также шоу «Танцы со звездами».
В 1997 году Роднянский продал 30 % акций канала за 22 млн долларов компании Central European
Media Enterprises.
В 1998 году телеканал «1+1» совместно с «НТВ-Профит» снял первый на постсоветском
пространстве сериал о жизни эпохи 90-х - «День рождения Буржуя» (автор сценария -
Юрий Рогоза, режиссёр - Анатолий Матешко). Проект стал своего рода первый попыткой
освоения новой жизни в сериальной форме и покорил аудиторию своей современностью
и узнаваемостью - доля аудитории «1+1» составила 60 %.
В 2002 году Роднянский покинул пост генерального директора «1+1», оставшись при этом
его владельцем до 2008 года, когда он продал свои акции американской компании CME
(Central European Media Enterprises) за $220 млн.
В 2002 году он принял приглашение акционеров канала СТС переехать в Москву и
возглавить телеканал. С 2004 года Роднянский возглавил весь телевизионный холдинг
«СТС Медиа».
Под руководством Роднянского к 2006 году, по данным TNS/Gallup Media, средняя доля СТС
составляла 10,6 %. Успех каналу принесли сериалы «
Бедная Настя», «
Не
родись красивой» и «
Моя прекрасная няня», сделавшие его самым главным развлекательным
каналом страны. В 2005 году был запущен телеканал «Домашний». В 2006 году СТС Медиа
стала первой российской компанией, акции которой стали торговаться на бирже NASDAQ.
Период постоянного роста завершился осенью 2006 года, рейтинги канала пошли вниз, В
2007 году в эфир выходит ситком «
Папины дочки»,
который становится одним из самых рейтинговых ситкомов телеканала.
В 2008 году Роднянский отходит от оперативного управления холдингом, сохраняя за
собой пост президента компании. До 2009 года продолжает принимать участие в делах
компании, оставаясь членом совета директоров и акционером. На момент ухода
Роднянского, «СТС Медиа» является одним из крупнейших публичных медиахолдингов
Европы с пятью телеканалами в трех странах и рыночной капитализацией свыше $4
млрд.
С 2010 по 2011 год Роднянский - председатель экспертного совета «Национальной Медиа
Группы». Под руководством Роднянского в 2010 году произошёл перезапуск телеканалов
РЕН ТВ и «Пятый канал». Начиная с 2011 года, Роднянский полностью сосредоточился на
продюсировании кино и теле контента.
Роднянский - продюсер более 30 художественных фильмов и 20 сериалов, в числе которых
картины «
Восток-Запад» (1999
год), «
Водитель для Веры» (2004), «9-я рота» (2005), «
Питер FM» (2006), «Жара» (2006), «Обитаемый
остров» (2008 год). В 2004 году Роднянский приобретает кинофестиваль «Кинотавр» и
возглавляет его попечительский совет. В 2008 году Роднянского приглашают в жюри
Берлинского кинофестиваля.
Роднянский является соучредителем и председателем Германо-российской
киноакадемии, членом Европейской киноакадемии, Национальной академии
кинематографических искусств и наук России «Золотой орел», российской
киноакадемии «Ника», Правления Академии Российского Телевидения,
ассоциированным членом Международного Совета Национальной Академии
телевизионного искусства (США), заслуженным деятелем искусств Украины,
председателем жюри Таллинского и Ереванского кинофестивалей, фестиваля
Артдок/Москва. Лауреат трёх премий Российской Академии кинематографических
искусств «Ника», Лауреат премии Европейской Киноакадемии «Феликс», двукратный
лауреат премии Академии Российского телевидения ТЭФИ в категории «Лучший
телевизионный продюсер». Также Александр Роднянский в 2004 году получил гран-при
Национальный премии «Медиа-менеджер России», а в 2005 - награждён за заслуги в
развитии негосударственного телевидения на Украине и в России премией
«Телегранд». Журнал GQ дважды присуждал Роднянскому премию «Человек года» в
номинации «Продюсер года» - в 2005 и 2012 годах.
Три фильма продюсера Роднянского были номинированы на премию «Оскар» в категории
«Лучший иностранный фильм»: фильм «
1001 рецепт влюбленного кулинара» (режиссёр - Нана
Джорджадзе, 1996 год), фильм «
Восток-Запад»
(режиссёр - Режис Варнье, 2000 год), фильм «
Левиафан» (режиссёр - Андрей
Звягинцев, 2015 год).
В 2009 году Роднянский создал управляющую компанию A.R. Films, которая объединяет
кинопроизводственную компанию «Нон-стоп продакшн», разработчика и оператора
игровой платформы GameNet и издателя русскоязычных компьютерных игр компанию Syncopate,
крупнейшего прокатчика независимого кино - компанию «Кино без границ» и
Российский открытый фестиваль «Кинотавр».
В 2011 году Роднянский выступил продюсером фильма Билли Боба Торнтона «
Машина Джейн Мэнсфилд», премьера которого состоялась в конкурсе 62-го
Берлинского международного кинофестиваля и фильма «
Елена» режиссёра Андрея Звягинцева.
«
Елена»
выиграла специальный приз жюри каннской программы «Особый взгляд», кроме того
фильм получил премию «Золотой орёл», а работа Звягинцева была отмечена и «Никой»,
и «Золотым орлом». В 2012 году Роднянский совместно с Робертом Родригесом
продюсирует съёмки сиквелов «Города Грехов» и «Мачете». В 2012 году Роднянский
выступил со-продюсером фильма Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски «Облачный
Атлас».
В 2013 году на экраны выходит новый фильм режиссёра Федора Бондарчука и продюсера
Александра Роднянского «
Сталинград»,
собравший в российском прокате $51,76 млн и ставший самым кассовым российским
фильмом десятилетия. «
Сталинград» стал
первым российским фильмом вышедшим в формате IMAX 3D. Мировые сборы фильма, по данным
сайта «КиноПоиск», составили $68,2 млн. Международная премьера «
Сталинграда»
состоялась в рамках Международного кинофестиваля в Риме. 31 октября 2013 «
Сталинград» вышел в прокат в Китае, установив абсолютный рекорд по
сборам иностранного фильма (не произведенного в США или Европе). Общие сборы «
Сталинграда» в Китае составили $11,5 млн.
В 2013 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла в свет книга Александра
Роднянского «Выходит продюсер». «Искренний, доверительный рассказ человека о
своей жизни, насыщенной действием, смелыми идеями, интенсивной борьбой за
собственные решения, встречами с удивительными людьми из разных эпох и на разных
континентах», пишет Андрей Звягинцев в предисловии к первому изданию. В декабре
2015 года издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпускает второе, дополненное
издание книги с дополнительными главами, посвященными фильмам «
Сталинград» и
«
Левиафан».
В 2014 году в конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля
состоялась премьера фильма «
Левиафан» режиссёра Андрея
Звягинцева и продюсера Александра Роднянского. «
Левиафан» был встречен
блистательными отзывами прессы и получил приз за «Лучший сценарий». В январе 2015
года фильм был удостоен премии «Золотой глобус». «
Левиафан» также был
номинирован на премию Американской киноакадемии «Оскар», но уступил фильму Павла
Павликовского «Ида».
В 2015 году стал куратором факультета «Продюсирование» в Московской школе кино.