Александр Владимирович Рогожкин родился в Ленинграде. В 1972 году окончил
Ленинградский государственный университет с дипломом историка-искусствоведа. В
1971 году Александр Рогожкин начал работать художником на Ленинградском
телевидении, а в 1974-1977 годах был художником-декоратором на киностудии «Ленфильм»
и в то же время учился на художественно-графическом факультете Ленинградского
педагогического института имени А. И. Герцена.
В 1980 году участвовал в качестве сценариста в создании фильма «И будем жить». В 1982
году Александр Рогожкин окончил ВГИК, где занимался в мастерской Сергея
Герасимова и в 1985 году как режиссер поставил свою первую полнометражную ленту
«Ради нескольких строчек» («Дивизионка»). В 1988 году на экраны страны вышла вторая
картина - комедия «Мисс миллионерша». Однако настоящая известность пришла к
режиссеру с выходом в 1989 году социальной драмы «Караул», отмеченной несколькими
профессиональными призами и имевшей большой общественный резонанс. Затем
Александр Рогожкин поставил по своему сценарию фантастическую ленту «
Третья планета» (1990) и драму «Чекист» (1991) по мотивам повести Владимира
Зазубрина «Щепка». Еще два фильма вышли в 1993 году - «
Акт» и «
Жизнь с
идиотом».
В 1995 году режиссер, который до того уже попробовал себя в жанре кинокомедии,
поставил по своему сценарию фильм «Особенности национальной охоты». Картина
оказалась необыкновенно популярной, а актеры, сыгравшие в ней, сразу полюбились
зрителям. На следующий год последовало продолжение удачной ленты - телевизионный
фильм «Операция «С Новым Годом!», который после выпуска на лицензионном видео
тоже стал одним из лидеров продаж.
Весьма плодотворным для Александра Рогожкина стал 1998 год - он снял военную драму
«
Блокпост», удостоенную в 1999 году нескольких кинематографических
призов, и поставил комедийный фильм «Особенности национальной рыбалки», в
котором зритель вновь встретился с любимыми героями прежних лент - генералом
Иволгиным, егерем Кузьмичом, Левой Соловейчиком. Тогда же режиссер снял для
телевидения первые две серии телесериала «Менты» («Улицы разбитых фонарей»),
также завоевавшего признание зрителей.
В 1999 году Александр Рогожкин снял короткометражный фильм «
Болдинская осень», участвовавший в нескольких кинофестивалях, а затем -
в 2000 году - еще раз вернулся к полюбившимся народу персонажам: фильм «
Особенности национальной охоты в зимний период» должен был стать
пилотным эпизодом нового телесериала. Однако вместо этого фильм вышел в
кинопрокат, и хотя имел неплохую прессу и хорошие сборы в кинотеатрах, цикл решено
было завершить. По ряду причин так и не вышел на экраны еще один фильм из этого
цикла - «
Особенности национальной
политики», который в 1999 году снимал по сценарию Рогожкина режиссер Дмитрий
Месхиев.
Весной 2002 года на экраны страны вышел новый фильм Александра Рогожкина - военная
драма «
Кукушка», действие в которой происходит в 1944 году в Финляндии. Главные
роли в этой картине сыграли Виктор Бычков и Виллэ Хаапасало, уже неоднократно
снимавшиеся в предыдущих фильмах Рогожкина. В третьей главной роли дебютирует
финская актриса Анни-Кристина Юусо, представительница немногочисленного народа
саами.
Из интервью с Александром Рогожкиным:
«Перегон» - это провокация!
- «
Перегон» - это фильм-провокация. Когда о многом умалчивается, это
«многое» становится более очевидным. Я пытаюсь подключать зрителя к «работе» над
фильмом. Моя сексуальная фантазия, допустим, не в состоянии пересилить фантазии
зрительного зала. Но, пользуясь «провокационным» методом, я могу добиться, что
каждый из зрителей будет достраивать сцену до завершения, устраивающего его
самого... Романная форма хороша еще и тем, что может включать в себя все жанры...
- В том числе и водевиль? Неожиданно выглядит сцена, в которой один из русских
пилотов, не разобравшись, что перед ним женщины, принимается перед ними
мочиться.
- Я бы мог объяснить, что у мальчишки плохое зрение... Но все это ненужные костыли!
Они только мешают зрителю. Мы не включили в фильм много сцен именно потому, что они
слишком все поясняли.
- Вы сами сочиняете сценарии своих фильмов. Они вам легко даются?
- Когда как. «Кукушку», например, сочинил всего за 2 недели. А «
Перегон» задумал давно,
лет 10 назад, и писал долго, собирая материал. У меня ведь классическое
университетское образование, я историк-искусствовед.
- Почему вы так и не сняли фильм по знаменитому вашему сценарию «Дом» - о доме
терпимости, в котором советские женщины обслуживали американских и английских
военных во время второй мировой войны?
- Когда-то мне не дали его снимать, хотя я три раза был в запуске. А потом я вдруг
осознал, что так тщательно проработал все в голове, что как бы уже снял его для
себя. Сейчас сценарий в руках Алексея Учителя, который, кажется, еще не потерял к
нему интерес.
- Вы быстро снимаете?
- Не медленно. Скажем, пилотную серию «Улиц разбитых фонарей» я снял всего за
неделю плюс три дня на монтаж. По-моему, я единственный из группы режиссеров,
работавших на этом проекте, кто уложился в такие сроки.